Переизбрание Тадича отдалит Белград от Москвы

06.04.2012
Президент Сербии Борис Тадич обещал направить председателю парламента страны официальное извещение о своей отставке. По сербскому законодательству, мандат главы государства будет прекращен в момент получения этого документа. Однако с политической арены Тадич не уйдет. Он уже заявил, что выдвинет свою кандидатуру на следующих досрочных президентских выборах, которые должны состояться ровно через месяц — 6 мая.

Напомним, что согласно сербскому законодательству, один человек не может находиться на президентском посту более двух пятилетних сроков, а президентские полномочия Тадича истекали в феврале 2013 года. Однако он впервые был избран главой исполнительной власти в союзном государстве Сербии и Черногории, просуществовавшем до 2006 года и технически являвшемся другой страной. Таким образом, у Бориса Тадича есть право баллотироваться на выборах снова.

Кроме голосования за президента, на шестое мая в стране назначены еще и парламентские и муниципальные выборы. По замыслу организаторов избирательной кампании, это позволит сэкономить государственные средства. Однако, как отмечают аналитики, Тадич тем самым хочет помочь на парламентских выборах своей Демократической партии, которая не является бесспорным лидером в стране.

Этот тактический ход сербского политика может иметь долгосрочные последствия. Как отметил в беседе с корреспондентом "Росбалта" сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт, согласно сербской конституции, премьер страны обладает гораздо большими полномочиями, чем президент. Но за последние четыре года Тадич, будучи президентом и бесспорным лидером демпартии, смог сделать так, что премьер стал фигурой "технической". И на выборах в намеченные ранее сроки, Тадич мог бы "получить" враждебного себе премьера.

Более того, по мнению эксперта, "если бы выборы состоялись в положенные сроки, Тадич вряд ли смог бы набрать себе какие-либо политические бонусы, а имеющиеся к этому времени, такие как получение Сербией 1 марта 2012 года статуса официального кандидата на вступление в Европейский Союз, он бы уже потерял".

Сейчас все ключевые рычаги управления и в Скупщине (сербском парламенте), и в правительстве, и в президентской администрации сосредоточены в руках одной политической силы — правящей коалиции, в которой ключевую роль играет Демократическая партия, возглавляемая Тадичем. В случае партийной победы, Борис Тадич сможет проводить ту политику, которая была заявлена в ходе его предыдущей президентской и парламентской компаний.

Однако сам сербский лидер уже заявил, что предстоящее голосование будет "непростым" и "определяющим путь развития страны". Дело в том, что в последние годы у Бориса Тадича появился мощный соперник в лице Томислава Николича, создавшего Сербскую прогрессивную партию (СПП).

Наблюдатели и аналитики отмечают, что рейтинги Тадича и Николича, а также их партий почти равны. Между тем, по словам Георгия Энегельгардта, Николич "совершенно не имеет харизмы, столь необходимой политику". По словам собеседника "Росбалта", до прихода Николича в политику он в провинции занимал должность директора ритуальной конторы.

Как отметил эксперт, "это типаж вечно второго". Он несколько раз проигрывал Тадичу выборы. Напомним, еще в 2008 году Борис Тадич, набрав во втором туре президентских выборов 50,31% голосов, победил Томислава Николича, получившего 47,97%.

Если предположить, что Николич все же одержит победу на выборах, скорее всего он будет более "расположен" к России. Хотя лидер СПП и является выходцем из Сербской радикальной партии Воислава Шешеля, который кстати, уже более 9 лет находится в Гааге, где является обвиняемым в организованном Международным трибуналом по бывшей Югославии судебном процессе, Николич все-таки больше расположен к диалогу с Москвой. Особенно в торгово-экономической области.

"Правительство Тадича ставит палки в колеса российскому бизнесу в Сербии", — говорит Энгельгардт. Причем, по его мнению, "зачастую это носит просто иррациональный характер". "Сербы, — продолжает он, — снимая экономические барьеры в товарообороте с Евросоюзом, получают торговый дефицит от 500 млн до 1,5 млрд евро в год. Однако правящая элита упорно продолжает линию на "европейство", которое возведено на уровень некоей смены культурных кодов".

Западным политикам, заинтересованным в ослаблении Сербии, удалось провести большую работу, убрав с политической арены сильных харизматичных лидеров и заменив их достаточно бледными политическими фигурами. Очевидно, что Николич остается так же зависим от Брюсселя, как и Тадич. Пока не ясно, какие еще унизительные уступки по Косово может потребовать от Белграда Брюссель, но очевидно, что радикальных перемен в сербской политике ожидать не приходится.

Дмитрий Пановкин

Источник: www.rosbalt.ru



Нравится