Албанцы расстреляли сербов в годовщину битвы на Косовом поле

30.06.2012
623 года назад на Косовом поле объединенные войска сербов, боснийцев, валахов, венгров, болгар и поляков под началом сербского князя Лазаря Хребеляновича остановили наступление на Балканы армии турецкого султана Мурада I. Сражение стало кровавой ничьей – балканские союзники были разбиты, но и турки отступили к Адрианополю, обе армии лишились своих предводителей.

Те драматические события считаются в Белграде датой рождения сербской нации – как Куликовская битва для государства Московского. Накануне группа себских паломников приехала к монументу в окрестностях Приштины, установленному на месте гибели канонизированного позже князя Лазаря. И были разогнаны и расстреляны албанской полицией и «миротворцами» из ЕС. Однако счет оказался не в пользу албанцев и KFOR: 32 к 20 раненых и убитых с обеих сторон.

Сербские паломники приехали накануне на автобусах в Косово, чтобы отметить один из важнейших для них праздников – Видовдан (День святого великомученика Царя Лазаря и всех мучеников сербских). Празднования не получилось. Возле монумента Газиместан их встретила албанская полиция и начались столкновения, которые в политкорректных европейских СМИ описаны так: «Сербские посетители вели себя агрессивно, напились и провоцировали правоохранительные органы и местное население» (AFP).

После чего, по данным информагентств, сербов «вывезли обратно в их страну». Мимоходом упоминается число потерь в этих «беспорядках», и они почему-то не в пользу албанской полиции: 52 раненых и убитых, из них 32 албанца и «миротворца» KFOR и 20 сербов. По пути «вывозимые» домой сербы сожгли один из КПП на границе Косово и Сербии. Также мимоходом отмечается, что ранения – преимущественно огнестрельные либо ожоги от зажигательной смеси.

Для более адекватного понимания столкновений, которые имели место накануне в окрестностях Приштины, следует особо рассказать о том, чем является стела Газиместан, посвященная битве на Косовом поле и какова роль Косова поля, князя Лазаря и мученика Обелича для сербской культуры.

Стела Газиместан установлена на месте гибели князя Лазаря, предводителя соединенного войска народов Восточной Европы, совершивших самоубийственную попытку остановить наступление на христианский мир армии турок Мурада I. Место священно для сербов, трудно представить, что может быть его аналогом в России – Брестская крепость, церковь Покрова-на-Нерли или остатки севастопольских укреплений.

После отделения Косово Газиместан, мягко говоря, сильно раздражает новые власти натоопределившегося края. Было несколько попыток демонтажа, разрушения, подрыва, осквернения. Для его охраны было построено КПП, район был оцеплен, введено постоянное дежурство. Поначалу памятник и паломников охраняли военнослужащие из ЕС из числа восточноевропейцев – словаки, поляки, венгры.

Однако в 2010 году КФОР передал полномочия по охране мемориального комплекса (включая православную часовню) частям Косовской полицейской службы (КПС). Причем сейчас охрану этого места несут полицейские станции Враневац – самого «албанского» района, даже во времена, когда Косово было официально частью Сербии. Еще в довоенное время сербы избегали появляться в этом районе.

А теперь, с учетом этих обстоятельств, можно представить, как выглядело «провоцирование пьяными сербами» «местного населения» и полиции, состоящей исключительно из албанских радикалов. Тем более, в условиях, когда сербские паломники приехали на территорию теперь уже враждебной им страны к священному для себя памятнику. Учитывая, что албанцы, которые более 600 лет назад были союзниками сербов в войне с турками-мусульманами, сейчас все больше ассоциируются с муслимскими завоевателями полутысячелетней давности. Да и само недавнее поражение Сербии в войне за Косово все чаще в Белграде вызывает ассоциации с началом османского ига.

Следует напомнить и об особом отношении к памяти о Косовом поле в сербской культуре. В день, который после стал отмечаться как Видовдан, 28 июня 1389 года, сербский князь Лазарь, первым объединивший значительную часть современной Сербии, во главе союзного войска от почти всех восточноевропейских народов дал бой несокрушимой армии турок под командованием султана Мурада I. Сербская коалиция была тогда наголову разгромлена, часть военачальников предала и увела войска в разгар сражения, а сам Лазарь попал в плен и был убит. Турки тоже отступили. Другой будущий народный герой Сербии, Милош Обилич, дезертировал, а когда его подвели к султану Мураду, чтобы «привести к присяге», «мечтательно зажмурился» и рассек его кинжалом «от шеи до паха». Из-за больших потерь и гибели султана победившая турецкая армия вынуждена была отступить к Адрианополю.

Сербы в этой битве лишились не только Лазаря Хребеляновича, но и других заслуженных военачальников. Оставшись без вождей, деморализованные изменой владетеля южных областей Сербии Вука Бранковича (именно он увел свои войска во время битвы), они не смогли сопротивляться наследнику Мурада – Баязиду, позже прозванному «Молниеносным». Баязид опустошил Сербию и взял в жены дочь князя Лазаря Мильеву. Так для Сербии началось 500-летнее османское иго. Через шестьдесят с небольшим лет после Косовской битвы пал Царьград, столица восточного христианства, и был убит царь Константин, сербской крови и происхождения.

Парадоксально, но именно роковой день битвы на Косовом поле сербы считают датой рождения нации. «Сербы считают, что победили в Косовской битве именно они. И виной тому даже не преждевременно посланная западным государям весть о победе войска царя Лазаря, внесшая впоследствии немало путаницы в историю. Победа была моральной. Сербы вышли на бой с явно превосходящим их противником и не ударили в грязь лицом, поэтому значение такого поражения для последующих поколений превысило значение гипотетической победы.

Заветное слово «Видовдан» всегда на устах у любого серба. Блестящий пример того, как национальный миф можно с успехом взрастить даже из военно-политического краха!...Сербы ценят подвиг на Косовом поле даже выше, чем победу, за что и канонизировали обоих героев – царя Лазаря и Милоша Обилича... На этом поражении, как на дрожжах, через церковный культ, и выросла вся сербская культурная доминанта» – отмечал в своей статье российский историк и писатель, публикующийся под псевдонимом Вук Задунайский.

Источник: Новый Регион, Алексей Усов



Нравится