Албанский рецепт: говори то, что нужно, даже если так не думаешь

17.10.2012
Заявления официальных представителей албанцев в Косово меняются в зависимости от обстоятельств, но не оттого, что они не уверены в своих целях, а совсем наоборот.

Цель остается той же – полная независимость Косово, с тем, что они приспосабливаются к обстоятельствам. Так, несколько дней назад одиозный премьер Хашим Тачи на встрече с комиссаром по расширению ЕС Штефаном Филе представился непоколебимым европейцем. Заметка Анджелки Марисавлевич.

Не прошло и полугода с тех пор, как Хашим Тачи в выступлении в Парламенте Косово заявил, что в отношении возможности изменения границ он от имени правительства «дал понять международным друзьям, что албанцам было бы легче всего и лучше всего жить в одном государстве». Другими словами, если дело дойдет до переговоров о статусе севера Косово, то будет радикализован албанский вопрос, т.е. открыта опция об их присоединении к Албании. Какую лавину этот шаг вызвал бы в регионе, нетрудно себе представить. Поэтому угроза была эффективной. С тех пор, как несколько дней назад поступила информация, что Косово получит ТЭО, Тачи не упоминает ничего, кроме присоединения Косово к ЕС, подчеркивая при этом, что правительство Косово готово выполнить критерии и нормализовать отношения с властями в Белграде. Формулировка о «территориальной целостности» Косово в документе о расширении ЕС достаточная гарантия, что границы не будут меняться, так что Тачи изменил свою риторику.

Следующий шаг предвестил советник президента Косово Рамуш Тахири, заявивший, что сербские институты на севере Косово это реальность и что их, как таковые, следует признать. Он объяснил, что эти институты, единственные учрежденные после выборов. Он забыл, что это были выборы, проведению которых косовские власти пытались помешать. В первый момент это заявление вызвало удивление, но истинное намерение очень быстро всплыло на поверхность. Власти из Приштины хотят до начала переговоров между Белградом и Приштиной привлечь сербов из Косово к сотрудничеству и возможно представить их единственными аутентичными представителями, с которыми можно вести переговоры. Им вряд ли удастся исключить из переговоров Белград, но они могут релятивизировать его роль. Вместе с неожиданным признанием «сербских институтов на севере Косово» Тахири постоянно говорил, что президент Атифете Яхъяга встретилась с представителями сербов с севера Косово. Сербы тотчас же опровергли это заявление, указав, что Яхъяга «даже не перешла через Ибар, а тем более не встречалась с ними». «Я никогда не говорил, что мы встречались со структурами или местными институтами, но мы говорили с гражданами», объяснил Тахири в передаче радио «Свободная Европа».

Польза от такой тактики несомненна. С одной стороны, албанцы представляются гибкими и уступчивыми. С другой стороны, такая риторика не наносит им никакого вреда. Советник может без труда сказать что угодно, а потом опровергнуть. К этому однако, прибегают и другие представители албанцев. Они решили вступать в переговоры с Белградом только тогда, когда будут полностью уверены в их исходе. Поэтому они тщательно подбирают слова, разговаривая с европейскими посредниками. Они никогда не говорят того, что думают, а говорят только то, что в тот момент несет пользу проекту независимого Косово. Так, европейский комиссар по расширению Штефан Филе сказал в Приштине, что продолжение диалога с Белградом не является само по себе для Косово предпосылкой начала переговоров о стабилизации и ассоциации. Он обозначил для албанской стороны возможность вступления в переговоры, когда ей это будет удобно.

Из этого ясно, что когда для достижения какой-либо цели выбираются политические средства, никто не исключает двуличность. Никто не сказал, что единственным эффективным средством является истина. Оказалось, что выгоднее всего говорить то, что нужно, даже если это полностью отличается от действительных намерений.

Источник: voiceofserbia.org



Нравится