Игра с огнем

18.01.2013
Для всех в Сербии, кто готов посмотреть в глаза правде, а не подвергаться манипуляциям, пришло новое время, время открытой политики, что не значит, что проблемы легче решить. Заметка Анджелки Марисавлевич.

Когда премьер Сербии Ивица Дачич неожиданно заговорил о том, что Сербия могла бы рассматривать членство Косово в ООН, и обусловил это уступками Приштины, то он, по всей вероятности, имел в виду старую идею о разделе территорий. Если Приштина согласится на разграничение с сербским сообществом, то остаток мог бы получить место в ООН. Любопытно, что на такой подход к проблеме отреагировала только одна партия, ДПС, известная по абстрактным теориям о сохранении суверенитета. Для части правых партий крайнего толка в Сербии неприемлем какой бы то ни было компромисс с албанцами. В форумах на Интернете появляются призывы к новым вооруженным столкновениям. Одну из таких угроз в Интернете подписало какое-то подразделение спецназа, которого давно нет, но огонь разжечь несложно.

Все началось с албанской стороны, так как в Приштине тоже решили вести открытую политику. После длительного периода, когда они представлялись как жертвы, сейчас они гораздо откровеннее используют инструменты шантажа. К примеру, они перестали прятаться за местными политиками на юге Сербии и начали открыто использовать три муниципалитета, Буяновац, Прешево и Медведжа, где албанцы составляют большинство населения, для шантажа сербской стороны. Их намерение состоит в том, чтобы сербские муниципалитеты на севере Косово приравнять по статусу к упомянутым муниципалитетам на юге Сербии. Этот маневр мог бы, по всей вероятности, распространиться на Македонию, а может быть и на Черногорию.

Памятник в центре Прешево появился в самое подходящее время, чтобы стать провокацией для государства Сербии, которое рассматривает его как памятник террористам.

Провоцирование ответа со стороны Белграда, так как государство обязано определенным образом ответить на брошенный вызов, относится к арсеналу политики Приштина, которая уже опробована. На этот раз, однако, Белград проявляет завидную сдержанность. Провокация между тем не так наивна, если принять во внимание заявление бывшего политического представителя ОАК Адема Демачи. «Албанцы из трех муниципалитетов с юга Сербии должны показать, что готовы к войне и забыть обо всех разногласиях и борьбе за функции», заявил Демачи и откровенно объяснил, что является целью. «Албанцы должны консолидироваться на уровне нации, чтобы было известно, кто командует, должны быть едины в своих требованиях. А требование это получение тех же прав, которые имеют сербы в Косово», заявил Демачи. Ясно и яснее быть не может.

Накануне нового раунда переговоров на высшем уровне, когда в очередной раз должны были встретитья премьер Ивица Дачич, Хашим Тачи и посредник переговорах Кэтрин Эштон, из Брюсселя поступили сигналы, которые могли бы означать, что впредь ничто не будет оставляться на волю случая. В Белград, похоже по «рекомендации» Брюсселя прибыл премьер Хорватии Зоран Миланович. Хотя это не связано прямо с отношениями между Белградом и Приштиной, связано с требованием установить и поддерживать хорошие отношения со странами, которые желают стать частью ЕС. Таким образом, европейский путь может стать «дисциплинирующим» инструментом. Для успеха переговоров Белграда и Приштины решающим будет заставить албанцев согласиться «что-либо отдать», как выразился Ивица Дачич. В противном случае мы будем и далее присутствовать при разного рода «играх с огнем», абсолютно осознавая, что они могут с невероятной скоростью перерасти в настоящие конфликты.

Источник: voiceofserbia.org



Нравится