В Сербии отмечают славу святого Саввы

27.01.2013
Сербская Православная Церковь и сербы у себя на родине и в рассеянии 27-го января празднуют славу – прославление Святого Саввы. Эта Слава считается школьным праздником, который празднуют учителя и ученики, отмечая его праздничными мероприятиями, научными конференциями и ритуалом ломления хлебного каравая.

Первое празднование славы Святого Саввы как покровителя школы состоялось в Земуне в 1812 году, а в Сербии по решению Совета княжества Сербского празднование школьной славы началось только с 1840 года, сначала в Крагуеваце и в Белграде.

Сербы начали почитать Святого Саввы во времена, когда он жил и творил под мирским именем Растко Неманич, правил княжеством Захумлье, а позже как монаха Савву и первого сербского архиепископа. Больше всего Савва привнес в Сербскую Православную Церковь в течение своей монашеской жизни, он добился автокефалии для нее и создания сербской государственности на разумных основах. Как только Сербия стала королевством Святой Савва на первом государственно-церковном собрании, прошедшем в монастыре Жича, увенчал своего брата Стефана Первовенчанного короной, полученной от папы. Тогда в Жиче он говорил об истинной вере, наставлял царя, дворянство и вновь избранных епископов, что православная вера должна быть в основе всех добрых дел.

Святой Савва постоянно занимался просветительской работой, стараясь донести до своих соотечественников основные религиозные и мирские уроки. Свои мысли и размышления он, как талантливый писатель оставил в типиках, церковных уставах. В одном из них в Студеницком Типиконе он написал биографию своего отца Стефана Неманьи под названием «Житие святого Симеона». Под влиянием этого произведения развился совершенно независимый литературной жанр житие сербских правителей и епископов. Создав произведения "Номоканон" и «Синодик православия», Святой Савва заложил правовые и духовные основы государственности Сербии, а Законоправило святого Саввы, основанное на римско-византийском праве, стало первым сербским уставом.

У сербского народа был всегда сильно развит культ святого Саввы. Скорее всего поэтому во времена османского владычества в Сербии турецкий командующий Синан-паша в 1594 году приказал сжечь мощи святого Саввы на Врачаре, до того времени хранимые в монастыре Милешево. Считается, что турки сожгли мощи святого Саввы в надежде, что таким образом они смогут уничтожить веру и влияние сербского святого на сербов. В месте, где, как полагают, были сожжены мощи Святого Саввы воздвигли Храм Святого Саввы.

Святого Савву почитает и русский народ, чему во многом способствовал царь Иван Грозный. Он приказал, чтобы в Архангельском соборе в Москве написали портреты Святого Саввы, его отца Симеона и сербского князя Лазаря, и поместили их между фресками почитаемых русских святых. Здесь, перед монументальными фресками сербских святых, накануне каждой битвы молились великие русские князья за духовную силу и победу.

Источник: voiceofserbia.org



Нравится