«Моя здоровая Сербия»: Нишка Баня, теплая вода

В этот раз писатель Елена Зелинская побывала в Нишкой Бане — бальнеологическом курорте, расположенном на юге страны, у подножия горы Корытняк.

Мне никогда не научиться ходить так, как это делают нишляне. Даже когда я иду по пешей улице Нишкой Бани прогулочным шагом, рассматривая по дороге сувениры в киосках и жмурясь на солнце, это все равно выглядит, будто я бегу. Ну прямо несусь как на пожар. Они же, жители курортного города, ходят, словно медленно плывут по волнам покоя и безмятежности. Фонтанные струи поднимаются над бульваром также неторопливо, в такт, то опускаясь до невысоких столбиков, то взмывая вверх сверкающим на солнце полукругом. Не спеша льется из источника «Трех королей» целительная вода, топает по тенистому бульвару, переливаясь с ножки на ножку, малышка в розовой шапочке, и потягивают кофе из маленьких чашечек нарядные пары.

От фонтанной площади вверх, к лесу, поднимаются мраморные ступеньки. От них расходятся в разные стороны «тропы здоровья». Помедлив на развилке, как Илья Муромец перед камнем, я повернула налево и, добросовестно сбавляя шаг, двинулась по вымощенной камнем лесной дорожке. Как ни старалась, все-таки всех обогнала. Дорожка разветвлялась, ее побеги поднимались то вверх, в гору, то спускались вниз, к городку, а я все шла, не сходя с выбранного пути. Мне объяснили, что где-то в конце должен был быть источник.

Действительно, примерно через тысячу шагов – а я уже привыкла подсчитывать каждый свой шаг, — за очередным поворотом, я увидела речку, мелкую и прозрачную, мостик через нее и небольшую площадку со скамейками вдоль стены. В том месте, где речка упиралась в скалу и образовывала небольшой пруд, из выложенной камнем стены выходила труба. Из трубы била сильная струя воды.

Источник был огорожен легкой решеткой, и к нему спускались ступеньки. Я перегнулась через перила, чтобы сфотографировать воду. Внизу, удобно расположившись в озерце, прямо под трубой мылся дедушка. Заметив меня, он ободряюще улыбнулся, не переставая подставлять под воду подмышки. На перилах мостика висели, дожидаясь владельца, штаны и рубашка. Светило солнце, журчала вода, дедушка во весь голос пел партизанскую песню, а под ногами у меня играли тени ветвей и листьев, которые слегка покачивались на легком, едва заметном ветерке. Я развернулась и пошла обедать.

Как я уже поняла, в Сербии банями называют не только санатории, — сами города носят имена по градообразующим бальнеологическим курортам. Вот, например, как Йошаничка Баня, где мы с вами уже побывали, так и Нишка Баня.

Городок небольшой, около трех тысяч жителей, расположен всего в 15 минутах езды (что примерно 10 километров, если на машине) от Ниша, у подножия горы Корытник: не перестаю умиляться этому ползучему сходству русского и сербского языков. Горы защищают городок от ветра, и он считается самым теплым в Сербии, но знаменит, в первую очередь, своими минеральными водами и всем тем, что вокруг них построено. Здесь пять источников. Вода не очень горячая, в среднем 36-38 градусов, и сильно минерализована (натрий, кальций, магнезия, сульфиды и др.).

…Но самое главное, что характеризует нишскую воду, – это высокая концентрация в ней газа радон, который благотворно влияет на организм при проблемах с высоким давлением, сердечно-сосудистых заболеваниях, ревматических болезнях и при сращивании переломов. Вода помогает и при лечении опорно-двигательного аппарата, проблемах с пищеварением, гинекологией и конечно, нервных заболеваниях…

Русских туристов здесь маловато. К сожалению, Нишка Баня, как и многие другие уникально целительные сербские курорты, мало известна россиянам. А ведь сочетание цены и качества лечения могли бы стать очень привлекательным фактором для тех, кто желает поправить свое здоровье. Очевидным решением стало бы транспортное. В Нише есть довольно большой аэропорт, и самолеты летают оттуда по всей Европе. А вот рейса на Москву, увы, нет. А он мог бы очень поддержать россиян в деле оздоровления, особенно после всех этих тяжелых переживаний с пандемией.

Не могу не добавить: нишская кухня, в которой переплелись традиции очень многих народов, оставивших свой след в истории региона, – римлян, турок, австрийцев, — с сербской настойчивой привычкой к здоровой, экологически чистой еде, — это тоже немаловажно для реабилитации после любого заболевания.

А надо сказать, что город Ниш и его окрестности – это одно из самых древних обжитых мест в Сербии. Через всю его историю проходит военная дорога Виа Милитарис. По этой дороге пришли сюда, сверкая золотом орлов, римские легионы императора Адриана. И первым делом построили в новом городе под названием Наис термы с мраморными ваннами. Цивилизация!

Будущий император Римской империи Константин родился здесь, и образец римской роскоши на вилле Медиана, с колоннами и мозаиками, навеки станет культурной планкой для городского стиля. Туда, в резиденцию императора, по специально построенному для этих целей акведуку, текла из Нишкой Бани теплая вода. Римляне, как известно, были мастерами в деле строительства водопроводов. Археологи находят при раскопках императорской виллы остатки труб с изоляцией не хуже современной, и с уверенностью утверждают, что Нишка Баня – старейшая в Европе.

Во времена владычества турок Баня расцвела. Они построили здесь купальни и привлекли внимание самого Сулеймана Великолепного. Этой цели послужила легенда: некий паша отдал своего раненого коня на лечение местному жителю и с изумлением вскоре получил боевого друга обратно живым и здоровым. Оказалось, что этого коня регулярно поили и купали в источнике с теплой водой. Об этом случае паша незамедлительно оповестил султана. Таким образом с XVI века Нишка Баня стала местом отдыха турецкого войска и самого императора на пути к завоеванию Белграда.

Баловали своим вниманием лечебные источники и короли сербских династий Обреновичей и Карагеоргиевичей. Их участие, а особенно прекрасная королевская вилла, до сих пор украшающая городок, быстро превратили Нишку Баню в модный курорт.

Кстати, не обошлось и без русского следа: система фонтанов, которые придают городу аристократический блеск, была создана русским архитектором, эмигрантом первой волны Александром Медведевым.

Король Милан Обренович лечил в теплых водах ишиас, а Александру Карагеоргиевичу через день доставляли целительную влагу в Белград из Нишкой Бани в баллонах. Королевское внимание запечатлено в названии источника – чесмы «Трех королей», который находится в самом центра города.

Сегодняшний крупный бальнеологический центр едва ли можно сравнивать с тем небольшим лечебным заведением, которое открылось здесь в 1923 году и располагало только одним лекарем — физиотерапевтом. Настоящее развитие и всестороннее использование природных ресурсов пришло уже во времена Югославии. Кстати, следы социализма в виде стандартной бетонно-стеклянной архитектуры до сих пор заметны в городе и, конечно, контрастируют с тем шармом, который оставила в нем тысячелетняя история.

Вместе с курортом развивался и Институт лечения и реабилитации с тремя стационарами: Радон, Зеленгора и Терме, в которых одновременно могут разместиться около шестисот пациентов. В каждом из стационаров есть и лечебный блок, со всеми видами терапии, фитнес-центр, бассейн, ресторан, кафе, сауны и велнес-центры. Сегодня институт широко известен как научно- исследовательский центр и лечебное заведение, в состав которого входят клиники кардиологии и реабилитации, а также служба ортопедии.

Считается, что сюда обязательно должен ехать на реабилитацию каждый, кто перенес кардиооперацию или имеет другие сердечные проблемы.

«Сердечные проблемы» — как это у меня мило прозвучало. Я сразу вспомнила, как в XIX веке отправляли молодых барышень на воды лечиться от несчастной любви. Интересно, предлагают ли такие услуги в сербских спа-центрах сейчас?…

Источник: balkanist-ru



Нравится