Свадьбы в Сербии

343Несмотря на то, что многие свадебные обряды претерпели унификацию и превратились в ритуал, одинаковый и на Аляске, и в Австралии, тем не менее, сербские свадьбы в большей мере, чем русские, сохраняют верность традиции и интересны, прежде всего, как источник, сохраняющий представление о праславянских обычаях. Начинается сербская свадьба с ритуала, называемого «просидба».

 

Жених - младоженя «просит» девушку выйти за него замуж. Он, вместе с кумовьями, приходит в ее дом. Интересно то, что кроме традиционной для сватовства дилеммы - пойдет - не пойдет, согласятся родители или нет, включается и случай, который должен решить - быть этому браку или нет. Даже если родители согласны, даже если девушка не против, то это еще не значит, что свадьба состоится. Жених должен метким выстрелом из ружья попасть в яблоко, которое специально ставят на самый верх дерева, растущего недалеко от дома.

Если не попадет - свадьбе не бывать. Причем яблоко ставят на верх шеста, а сам шест на дерево.... Правда, в городе этот обряд не соблюдается, да и в селе стараются случай «обмануть» - ниже повесить яблоко, выбрать более низкое дерево и т.д.

После «просидбы» возможны два варианта. Если все согласны на свадьбу, тогда идет «веридба» или обручение. Его еще называют «прстен», поскольку тогда жених дарит обручальный перстень. Тогда родители бьют по рукам, договариваются о дне свадьбы, о приданом и т.д. Если согласия на свадьбу родители не дали, тогда девушка может сбежать. Во многих селах и до сих пор практикуется этот обычай, поскольку он не требует расходов на свадьбу и приданого. Просто девушка переходит жить в семью мужа и ... все. Сбегать она должна с пустыми руками, абсолютно. Считается, что все - одежду, косметику - она должна оставить сестре, а ей обязан купить ее муж. Кроме обуви. Обувь ей покупает свекровь. В тех туфлях, в которых девушка переступила порог дома, она больше не смеет ходить. Поэтому девушки, как правило, сбегают в самых стареньких туфельках, которые не жалко выбросить.

Когда девушка входит в дом супруга - обязательно стреляют, информируя село о самом факте «входа в дом мужа». Этот обычай настолько распространен, что даже строгие штрафы и запреты не в состоянии его искоренить. Так, составляя смету свадьбы обязательно включают и ставку - штраф за стрельбу.

Если девушка сбежала, то следующий этап - «мирба». Так называется акт примирения родителей. Т.е. родители девушки должны прийти в гости к родителям мужа. Тут пир горой, братание, брудершафт и пр.

Перед самой свадьбой - идут «момачко вече» - мальчишник и «девоячко вече» - девичник. На девичник приходят подруги, которые плетут большой венок, украшающий потом двери невестиного дома. На мальчишнике - напиваются вдрызг.

Сама свадьба - традиционна. Кроме первой части, которая называется - «свекрвино коло». Свекровь, утром должна начать хоровод ( обязательно для этой цели и по сегодняшний день, приглашают только цыган-трубачей, хотя потом, в ресторане, звучит вполне европейская музыка) и только после этого жених с кумовьями едут к дому невесты. Интересно и то, что и по сей день кумовья не выбираются из числа друзей, а переходят «по наследству». «Эта семья нас всегда венчала» - говорят в Сербии. И берут кума из этой семьи, которая, хоть и не родственники, считается связанной с ними родственными узами. Иногда семьи между собой могут не поддерживать отношения или слабо поддерживать. Но на свадьбе - они главные гости. И брат невесты, которому отводится почетная роль. Именно они главные на свадьбе, после невесты и жениха, а лишь потом - родители. Когда-то на свадьбе невеста не смела сесть, так и должна была простоять на ногах всю свадьбу, но сейчас этого нет.

Кум должен выкупить невесту для жениха. Он торгуется с братом невесты или с ее ближайшим родственником с мужской стороны. После выкупа невеста может выйти к жениху и продолжить церемонию - поездка в церковь ( колонна машин, украшенных и постоянно гудящих), венчание, поездка в опщину (ЗАГС по-сербски).

Далее, обычай очень похож на русский - только нет хлеба- соли, а хлеб и вино. Подарки гостей перечисляются поименно по списку - кто что принес, показывают, чтобы все видели, но и это характерно для села, а в городе, как правило, ограничиваются конвертом с деньгами. Отдельно явно перечисляется приданое невесты. И до сих пор в селах сундук с приданым везут на быках, которые, в честь этого дня, украшены цветами, сам бык, а не только рога, окрашивается в различные цвета. На первое утро после свадьбы молодая жена варит кофе всем присутствующим, которые ее одаряют за это деньгами.

Обычаев, когда-то было много, да и сейчас различия от региона до региона - велики, но все перечисленное - это база, без которой не обходится сербская свадьба, даже и самая европеизированная. В пост свадьбы не играют. Избегают даже постные дни.




Нравится