Монастырь Студеница |
Обитель Студеница находится в горах южной части современной Сербии, на полпути между городами Кральево и Нови Пазар. Студеница входит в состав Жичской епархии Сербской Православной Церкви. История Монастырь Студеница, именуемый в народе «Царской Лаврой», является одной из важнейших святынь сербов. Его место в духовной, политической, культурной истории Сербии не просто велико — оно огромно. О начальной истории Студеницы упоминает множество древних источников. В основном это жития сербских святых и летописи. Так, в Житии преподобного Симеона Мироточивого, составленном его сыном преподобным Стефаном Первовенчанным, сообщается, что святой Симеон — тогда еще великий жупан Стефан Неманя — заложил храм во имя Пресвятой Богородицы на реке Студенице после включения в состав своей державы нескольких крупных городов, в том числе Средца. Житие святых Симеона и Саввы, автором которого был монах Хиландарского монастыря Доментиан, свидетельствует, что Стефан Неманя, создав храм во имя Божией Матери, назвал его «великой лаврой» и собрал в новый монастырь большое число иноков. Летописи отмечают великолепие обители Стефана Немани, удивлявшей современников «доброзрачным мрамором». Несмотря на значительное для того времени количество сведений о начальной истории Студеницы, точная дата ее основания остается неизвестной. Большинство современных исследователей полагают, что монастырь появился в 1186 году, после того как Стефан Неманя одержал ряд крупных побед и расширил пределы государства за счет области Зета и земель вдоль побережья Адриатического моря. Историки опираются на указание жития родоначальника династии Неманичей, из которого следует, что Студеница была обетным монастырем — Стефан Неманя обещал воздвигнуть монастырь в случае побед и исполнил свое обязательство. Эта точка зрения ныне принята официально, чему подтверждение — проведение в 1986 году большой международной конференции, посвященной 800-летию обители. При описании строительства Студеницы исторические источники перечисляют пожертвованные ее основателем иконы, потиры, книги, рясы, завесы, которые тщательно оберегались и хранились, являясь неотъемлемым имуществом монастыря. Строительные работы, продолжавшиеся несколько лет, завершились во второй половине 90-х годов XII века. К 1196 году обитель была готова для вселения монахов. Именно сюда, в свою «задужбину», и ушел в начале монашеского пути Стефан (Симеон) Неманя, впоследствии перебравшийся на Афон. Преемник основателя Студеницы на троне великих жупанов Стефан Перво-венчанный благоволил монастырю, как и его отец. Ему пришлось выдержать длительную междоусобную борьбу с братом Вуканом, и важнейшим шагом на пути ее прекращения стал перенос тела их отца, скончавшегося на Афоне, в Студеницу в 1208 году. Примирившиеся братья в сопровождении многочисленной свиты с почетом встретили тело Симеона и во главе торжественной процессии доставили его в монастырь, где оно было предано земле. Вскоре возле могилы начали замечать знаки святости усопшего. Для современников, живших в атмосфере чуда, которое являлось безусловной реальностью и признаком Промысла Божьего, стало очевидно, что Сербия получила небесного защитника, ходатая перед Господом за сербский народ. Тексты жития, необходимые для прославления нового святого, подготовили его сыновья Савва Сербский и Стефан Первовенчанный вскоре после перенесения честных останков в Студеницу. Через полвека ученый монах сербского Хиландарского монастыря на Афоне Доментиан написал третье житие преподобного. Поклонение преподобному Симеону Мироточивому поднимало авторитет его потомков, неизменно подчеркивавших, что они «святородны» и происходят от «святого корня». Именно со святого Симеона начала закладываться особая сербская традиция духовности, которую Церковь Сербии в последующие века будет блюсти как часть своей священной истории. Разумеется, и сам монастырь с течением времени стал восприниматься в качестве первого и важнейшего палладиума святости сербов. С перенесением мощей преподобного Симеона в Студеницу ее архимандритом становится Савва Сербский. Важнейшим его делом первого времени пребывания на посту игумена был заказ на роспись храма, которую блестяще выполнил неизвестный греческий мастер в конце 1200-х годов. Савва дал Студенице устав (Типик), взяв за образец правила монашеской жизни, введенные им для сербского монастыря Хиландар на Афоне. В Типике Студеницы содержалось требование соблюдать равновесие между материальными возможностями и числом братии. В 12 главе провозглашалась свобода монастыря, который «ни под кем не будет, только под одною всепетой Богородицей Благодетельницей, молитвенным заступничеством преподобного отца нашего и ктитора [Симеона Мироточивого] и властью игумена, который за всем следит, управляет, кормит и владеет». В 13 главе подробно описывались правила избрания игумена. Святой Савва также устроил в Студенице больницу. XIII—XIV века были временем благополучного существования Студеницы. Однако общие для всей Сербии беды, связанные с наступлением на нее Османской империи, постепенно приводили к оскудению обители. После падения последнего из независимых сербских княжеств под ударами турков в 1459 году Студеница то и дело подвергалась разорениям. Турки не только грабили монастырское добро, но и наносили урон постройкам монастыря, в результате чего он ветшал. Долгое время не было сколько-нибудь достаточных средств для проведения серьезных восстановительных работ. Лишь в середине XVI столетия удалось собрать деньги на первую значительную реставрацию, которую завершили в 1568 году. Были обновлены фрески соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, в результате чего, правда, оказалось утрачено более половины живописного фрескового ансамбля времен Саввы Сербского. Однако не только завоеватели причиняли беды монастырю. Стихия также не однажды покушалась на древние стены, испытывая силу духа и глубину веры насельников. Так, в начале XVII века серьезное землетрясение, а затем и пожар повредили обитель. Многие исключительной ценности исторические документы и значительная часть культурного наследия исчезли навсегда. Весьма тяжелые времена настали для Студеницы в последней четверти XVII столетия. Чтобы сохранить ее важнейшие святыни и драгоценности, принимается решение об их временном перенесении в другой монастырь. Таким монастырем была выбрана обитель Црна Река. Мощи преподобного Стефана Первовенчанного и другие реликвии с 1687 по 1696 годы находились вне стен Студеницы. В 1806 году, после сожжения турками Студеницы во время Первого сербского восстания, мощи святого короля также увозились из обители. Студеница и ее округа, составлявшие так называемую Студеничскую нахию, получили автономию в составе Османской империи в тридцатых годах XIX столетия. Они вошли в состав молодого Сербского княжества, обретшего широкое самоуправление после многих веков османского ига. Сербам разрешили иметь свое войско, суды и школы, однако в крепостях оставались турецкие гарнизоны. Студенецкая округа была разделена на два уезда — Студеницу и Йошаницу — со старейшинами во главе. Их имена сохранились в истории: Никола Иваняц и Филип Прибакович. Но и в новых условиях жизнь обитателей этого края все равно продолжала оставаться непростой. Они должны были платить дань землевладельцам, которые на первых порах являлись исключительно турками, и исполнять многочисленные повинности, в том числе трудовые. Разграничения, строительство пограничных постов, частые столкновения с турецкими властями причиняли много бедствий местному населению. Впрочем, все эти тяготы не мешали выполнению одной из важнейших задач той поры — восстановлению святыни сербского народа монастыря Студеница. По непосредственному распоряжению руководителя сербского народа в годы борьбы против турков и основателя новой правящей династии Милоша Обреновича велись капитальные работы. Студеница постепенно преображалась, хотя количество монахов было невелико — в самом конце XIX века их насчитывалось всего 6 человек. Вот как описывал свои впечатления от обители известный русский педагог, публицист, критик и прозаик Е.Л. Марков, посетивший ее в 1895 году: «Монастырь Студеница обширнее других монастырей Сербии. Двор его огражден со всех сторон, так что в минуту опасности — что еще не особенно давно здесь было обычным явлением — монастырь мог запереться и отсиживаться в своих стенах. Внутри двора большие каменные постройки. В прежние времена монахов в Студенице было много, и все эти дома были заняты жильем иноков; при святителе Савве их было больше ста человек, а теперь вместе с архимандритом всего шесть монахов, так что помещения большей частью пустуют. Впрочем, у монастыря довольно большое хозяйство, и почти всегда поэтому в стенах его проживает толпа рабочих, не считая гостей и богомольцев». XX век выдался для Студеницы, как и для всего сербского народа, крайне непростым. Кровопролитные Балканские войны 1912—1913 годов, грянувшая сразу за ними Первая Мировая война, затем Вторая Мировая война, которая в Сербии вылилась в гражданскую, приход к власти коммунистов с их богоборческой идеологией, наконец, болезненный распад Югославии на рубеже XX — XXI веков — вот основные события этого труднейшего для сербов столетия.
Пуеводитель Архитектурный облик монастыря Обитель Студеница расположена в горах южной части современной Сербии между городами Кральево и Нови Пазар. Территория, окруженная монастырскими стенами, довольна необычна — она представляет собой неправильный круг, несколько вытянутый к востоку. Монастырский собор имеет все черты, характерные для храмов так называемой «рашской школы». Церкви, выстроенные в этом стиле, располагались в первую очередь в Рашке (область вокруг города Раса), где находилась прародина династии Неманичей и где отдельные ее ветви владели землей. Собственно, соборный храм Студеницы и стал первой постройкой, в которой были заложены традиции «рашской школы», определявшей архитектурный облик Сербии вплоть до начала XIV века. Но и позднее школа сохраняла свое влияние. Тип церковного здания «рашской школы» до конца XIV столетия предлагался в качестве образцового при строительстве обетных монастырей сербской знати и даже вдохновлял строителей более поздних времен. Соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы Соборный храм Студеницы в плане прямоугольный, имеет полукруглую внутри и трехчастную снаружи апсиду, купол и квадратное подкупольное пространство, вытянувшиеся по оси восток—запад. К подкупольному пространству с северной и южной сторон пристроены боковые притворы с портиками. Внутренний притвор отделен от наоса стеной с порталом. Купол поставлен на барабан, круглый внутри и двенадцатигранный снаружи, оштукатуренный и покрашенный в красный цвет, который контрастирует с мраморной облицовкой остальных частей сооружения. Основание купола и полукруглые своды опираются на толстые стены с пилястрами. Романские декоративные элементы занимают значительное пространство на наружных стенах. Богаты и украшения оконных проемов. Во времена короля Радослава, около 1235 года, к первому внутреннему притвору был пристроен просторный и высокий внешний притвор с двумя полукруглыми приделами. Притвор Радослава, строившийся как усыпальница, отличается от первых построек и размером, и отделкой фасада. Особую ценность представляют фрески храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Студенице. Настенную живопись применительно к эпохе средневековья называют «Библией для неграмотных». Действительно, фрески сообщали большинству верующих той поры гораздо больше информации, чем тексты. Поэтому настенная живопись, играющая роль поучения, была непосредственно связана с господствующей богословской доктриной. Фрески соборного храма Студеницы выполнены в 1208—1209 годах, уже при сыновьях ее основателя и первого ктитора Стефана Немани. Инициатором росписи был святитель Савва Сербский, который стал архимандритом Студен и цы и, в единомыслии с братьями, решил украсить усыпальницу своего отца. Знаменитый сербский византинист В.Джурич отмечает: «С росписью храма в Студенице появилось в Сербии искусство, никогда прежде здесь невиданное — не только в силу своей исключительной красоты, но и потому, что Савва осуществил в храме декорацию, имитирующую во фреске мозаичное убранство». Самое знаменитой фреской соборного храма Студеницы является сцена «Распятие», помещенная на западной стене. Церковь Иоакима и Анны Эта церковь находится по соседству с соборным храмом, вход в нее располагается на одной линии с входом в соборный храм. Построена она королем Стефаном Урошем II Милути-ном (1282—1321) и потому известна также под названием Королевской церкви. Возводился храм в 1314 году, о чем сообщает надпись, высеченная по каменному фризу, который опоясывает извне алтарную преграду. Основным материалом при строительстве послужил пористый известняк. Славу церкви принесли не столько архитектурные формы, сколько росписи, занимающие видное место в монументальной живописи Сербии XIV века и свидетельствующие о ее тесной связи с искусством Византии. Западная стена украшена композицией «Успение», более половины которой к началу XX века было утрачено. Над ней находятся: слева от окна «Преображение», а справа — «Вход Господень в Иерусалим». На южной стене размещены прижизненные портретные изображения короля Милутина и его юной жены Симониды, дочери византийского императора Андроника II Палеолога, писавшиеся, видимо, с натуры. Они напоминают об укреплении политических связей между слабевшей тогда Византией и могущественной Сербией. В сценах «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм» можно видеть типичные для палеологовского искусства Византии удлиненные фигуры на фоне сложного архитектурного пейзажа. Они представлены то в торжественных позах, то в порывистом движении, в развевающихся одеждах. Следует указать на то, что в живописную манеру фресок Королевской церкви, характерную для сербских памятников XIII столетия, впервые начинают проникать элементы графики. Церковь Святителя Николая Чудотворца Эта небольшая церковь наиболее удалена от главного входа в монастырь. Она построена не позднее конца первой трети XIII века. Приблизительно в 1230-х годах храм был расписан той же артелью сербских мастеров, что создали фресковые ансамбли известных культовых центров Сербии — церкви Богородицы Левишки в Призрене и храма монастыря Морача. Все ансамбли связаны между собой сходством типов святых, почти тождественным рисунком, повторяющейся цветовой шкалой и совершенно одинаковым почерком надписей. Фигуры из сохранившихся сцен праздничного цикла храма святителя Николая Чудотворца — «Вход Господень в Иерусалим» и «Жены-мироносицы у гроба» (как и образы Иоанна Предтечи из наоса, а также Богоматери с ангелами в алтаре) — оставляют впечатление полноты объемов, достигнутой благодаря подчеркнутым контрастам света и тени. Другие монастырские постройки Над центральным входом в обитель, который расположен в западной части стены, высится проездная башня. построенная в XIII столетии. (Исследователями высказывались предположения, что башня вообще не относится к Средневековью, но сейчас эти гипотезы отвергнуты.) Она использовалась в качестве колокольни, там же находилась часовня (или надвратный храм). Внутри башни частично сохранились фрески XIII века: «Поклонение отцов Церкви» на восточной стене и над ними, в следующем ярусе, — «Преображение Господне». Огромная композиция «Древо Иесеево», правда, плохо сохранившаяся, занимает целиком всю наружную башенную стену, обращенную к монастырскому двору. В. Джурич отмечал, что фрески проездной башни Студеницы являются самой ближайшей аналогией фресок другой древней сербской святыни — монастыря Жича: «Обобщенно решенные фигуры святых — того же типа, что и в росписи звонницы в монастыре Жича. Тем не менее, на ликах уже нет тех толстых белых линий, которыми в Жиче обозначались блики света. Когда-то фрески обгорели, поэтому трудно судить об их колористических достоинствах». Налево от входа в монастырь к стене примыкает древняя каменная трапезная, построенная во времена святителя Саввы Сербского и потому называемая «Саввиной трапезной». Внутри находятся большие каменные столы с лавками, очевидно, в повторение афонской традиции, которая была заложена в Великой Лавре преподобного Афанасия. Каждый из этих столов может вместить за трапезой около дюжины человек. Рядом с трапезной и тоже вдоль монастырской стены возвышается здание ризницы. Направо от входа в монастырь, повторяя полукруглый изгиб стены, стоят недавно отремонтированные здания XIX—XX веков. Сейчас в них проживает братия, располагаются различные хозяйственные постройки. Далее сохранились только фундаменты, оставшиеся от зданий, которые, по всей видимости, когда-то располагались по окружности стен.
Святыни Главными святынями Студеницы являются мощи ее основателя преподобного Симеона Мироточивого, его жены — преподобной Анастасии Сербской, их сына — преподобного Стефана Первовенчанного. Все они находятся в соборном храме обители. Большая каменная гробница святого Симеона строга и проста, у ее основания выбит весьма широкий желоб, в который некогда собиралось миро, обильно истекавшее от мощей. Раки со святыми останками преподобных Анастасии и Стефана расположены на солее, по сторонам царских врат. Вот как описывал раку святого Стефана Первовенчанного русский путешественник Е. Л. Марков в 1895 году: «Гроб деревянный, лаковый, с изящной перламутровой инкрустацией старинной работы. Мощи покрыты довольно плохими поношенными пеленами; через небольшое отверстие в них прикладываются к челу сербского царя. На груди его находится драгоценный и очень древний золотой киот с частицами Животворящего Древа Креста Господня, осыпанный каменьями, а в углу гроба насыпана куча денег... Эти дары богомольцев, по старинному обычаю, остаются подолгу в гробнице...». В обители собраны частицы мощей многих других угодников Божи-их, в том числе святителя Николая Чудотворца. Бесценные сокровища включает в себя монастырская ризница. Она начала создаваться одновременно с монастырем и, постоянно пополняемая благочестивыми жертвователями — среди них ведущее место принадлежало правителям сербским, превратилась в удивительный по своему содержанию реликварий. Но проходили годы, которые складывались в десятилетия, а те — в столетия, многочисленные пожары наносили непоправимый урон ризнице. Однако больший вред исходил не от неразборчивого огня, а от тех, кто сознательно являлся в Студеницу с целью грабежа. Иноки, как могли, спасали свои святыни: закапывали, прятали вне стен монастыря. К великому сожалению, древнейшие предметы ризницы, а равно и рукописные книги из библиотеки, не сохранились. В настоящее время среди предметов, находящихся в Студенице, особо ценными являются выполненная в 1627/1628 году ставротека (реликва-рий), предназначенная для хранения частицы Честного и Животворящего Креста Древа Господня, и рака для мощей святого Стефана Первовенчан-ного, изготовленная «рукой грешного Антония» по заказу и на средства митрополита Симеона в 1607/1608 году. Великолепные образцы средневекового сербского искусства представляют: кадильница игумена Саввы, созданная неизвестным мастером в 1590/1591 году; украшенное миниатюрами рукописное Четвероевангелие первой половины XVI столетия; Иванова пяти-хлебница 1630-х годов; шитые покров и плащаница Антония Гераклейского, относящиеся к концу и второй половине XIV века соответственно. Многие паломники, прибывающие в Студеницу, устремляются к хранящейся здесь частице мощей священно-мученика Харалампия.
Монастырская жизнь Пожалуй, наиболее полные воспоминания русских паломников о Студенице принадлежат перу литератора Е.Л. Маркова, увидевшего монастырь в 1895 году. Е.Л. Марков пишет: «Архимандрит Феодосии встретил нас с добродушием гостеприимного и общительного хозяина. Он просто запаивал и закармливал нас и весело улыбался. Так как стоял Петровский пост, то монастырский ужин, разумеется, подан был постный: очень вкусный суп из фасоли, сушеная форель под каким-то соусом и распластанная вяленая форель на жаркое. Сербские монахи совсем особенного типа; они вовсе не отшельники и не подвижники, не говорят никаких поучений и не следят ни за чьей нравственностью. Они только служат обедни, исполняют требы и носят черное платье, свободно пользуясь всеми скромными радостями жизни. В будние дни в сербских монастырях обедни не служат, довольствуясь, как в русских сельских церквях, одними праздничными службами. Но архимандрит, несмотря на понедельник, вызвался отслужить обедню лично для нас... Пение сербов не мелодическое, но громкое и стройное; только они поют чересчур протяжно, как и греки, которые, конечно, служили им всегда образцом в церковных богослужениях; оттого и служба здесь тянется долго. Некоторые молитвы поются даже лишние против наших. „Отче наш" и „Верую" сербы, как и греки, не поют, а читают, что, впрочем, допускается и в иных русских монастырях. Произносил эти молитвы архимандрит с совершенно правильными русскими ударениями и тем же тоном, которым читают у нас; но певчие его выговаривали церковнославянские слова с такими невозможными ударениями, что мне казалось, будто русские молитвы поются французами или итальянцами». Современное описание Студеницы принадлежит известному церковному писателю Николаю Кокухину. Цитируем его: «А вот монастырь Студеница. Прямо из автобуса мы прошли в храм. Совершалось всенощное бдение под двунадесятый праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня; служба шла на церковнославянском языке, все было понятно, лишь в некоторых словах ударение было не на том слоге, как у нас, но это нисколько не портило картины — нам казалось, что мы находимся дома, в одном из русских монастырей. Через некоторое время, уже на утрени, мы освоились настолько, что приняли участие в богослужении. Иеромонах Антоний, который вел службу (кстати, он окончил Московскую духовную академию), узнав, что мы из России, благословил нас стать на клирос. Одно из достоинств нашей группы заключалось в том, что среди нас был профессиональный регент. Мы — и взрослые, и дети — собрались вокруг нее, и служба потекла по-иному (монастырский хор, состоявший из двух-трех монахов, был весьма жиденький). Обитель по праву гордится своими редчайшими святынями: при входе в храм, по правую руку, гробница преподобного Симеона Мироточивого, отца святителя Саввы; она очень высокая и строгая на вид; внизу, у основания гробницы, широкий каменный желоб, в который собиралось миро от мощей святого; но это было давно, в лучшие времена православной Сербии, а потом излияние мира прекратилось. Слева от царских врат — рака с мощами преподобной Анастасии, матери святителя Саввы, а справа — рака с мощами преподобного Симеона, брата святителя Саввы. Мы приложились, кроме того, к ковчегу, в котором собраны частички мощей многих святых, в том числе святителя Николая и священномученика Харалампия».
Источник: журнал "Православные монастыри. Путешествие по святым местам", №37, 2009 |
Нравится | Tweet |