Монастырь Студеница

img_7Обитель Студеница находится в горах южной ча­сти современной Сербии, на полпути между горо­дами Кральево и Нови Пазар. Студеница входит в состав Жичской епархии Сербской Православ­ной Церкви.

История

Монастырь Студеница, именуемый в народе «Царской Лаврой», является одной из важнейших святынь сербов. Его место в духовной, политической, культурной истории Сербии не просто велико — оно огромно. 

О начальной истории Студеницы упоминает множество древних источ­ников. В основном это жития сербских святых и летописи. Так, в Житии пре­подобного Симеона Мироточивого, составленном его сыном преподобным Стефаном Первовенчанным, сообщает­ся, что святой Симеон — тогда еще вели­кий жупан Стефан Неманя — заложил храм во имя Пресвятой Богородицы на реке Студенице после включения в со­став своей державы нескольких круп­ных городов, в том числе Средца. Жи­тие святых Симеона и Саввы, автором которого был монах Хиландарского мо­настыря Доментиан, свидетельствует, что Стефан Неманя, создав храм во имя Божией Матери, назвал его «великой лаврой» и собрал в новый монастырь большое число иноков. Летописи от­мечают великолепие обители Стефана Немани, удивлявшей современников «доброзрачным мрамором».

Несмотря на значительное для того времени количество сведений о началь­ной истории Студеницы, точная дата ее основания остается неизвестной. Боль­шинство современных исследователей полагают, что монастырь появился в 1186 году, после того как Стефан Неманя одержал ряд крупных побед и расширил пределы государства за счет области Зета и земель вдоль побережья Адриатического моря. Историки опи­раются на указание жития родоначаль­ника династии Неманичей, из которого следует, что Студеница была обетным монастырем — Стефан Неманя обещал воздвигнуть монастырь в случае побед и исполнил свое обязательство. Эта точка зрения ныне принята официаль­но, чему подтверждение — проведение в 1986 году большой международной конференции, посвященной 800-летию обители.

При описании строительства Сту­деницы исторические источники пере­числяют пожертвованные ее основате­лем иконы, потиры, книги, рясы, заве­сы, которые тщательно оберегались и хранились, являясь неотъемлемым имуществом монастыря. Строительные работы, продолжавшиеся несколько лет, завершились во второй половине 90-х годов XII века. К 1196 году оби­тель была готова для вселения монахов. Именно сюда, в свою «задужбину», и ушел в начале монашеского пути Стефан (Симеон) Неманя, впоследствии перебравшийся на Афон.

Преемник основателя Студеницы на троне великих жупанов Стефан Перво-венчанный благоволил монастырю, как и его отец. Ему пришлось выдержать длительную междоусобную борьбу с братом Вуканом, и важнейшим ша­гом на пути ее прекращения стал пе­ренос тела их отца, скончавшегося на Афоне, в Студеницу в 1208 году. При­мирившиеся братья в сопровождении многочисленной свиты с почетом встретили тело Симеона и во главе торжественной процессии доставили его в монастырь, где оно было предано земле. Вскоре возле могилы начали за­мечать знаки святости усопшего. Для современников, живших в атмосфере чуда, которое являлось безусловной реальностью и признаком Промысла Божьего, стало очевидно, что Сербия получила небесного защитника, хода­тая перед Господом за сербский народ. Тексты жития, необходимые для про­славления нового святого, подготовили его сыновья Савва Сербский и Стефан Первовенчанный вскоре после перене­сения честных останков в Студеницу. Через полвека ученый монах сербско­го Хиландарского монастыря на Афоне Доментиан написал третье житие пре­подобного. Поклонение преподобному Симеону Мироточивому поднимало авторитет его потомков, неизменно подчеркивавших, что они «святородны» и происходят от «святого корня». Именно со святого Симеона начала за­кладываться особая сербская традиция духовности, которую Церковь Сербии в последующие века будет блюсти как часть своей священной истории. Разу­меется, и сам монастырь с течением времени стал восприниматься в каче­стве первого и важнейшего палладиума святости сербов.

С перенесением мощей преподобно­го Симеона в Студеницу ее архиман­дритом становится Савва Сербский. Важнейшим его делом первого време­ни пребывания на посту игумена был заказ на роспись храма, которую бле­стяще выполнил неизвестный грече­ский мастер в конце 1200-х годов. Сав­ва дал Студенице устав (Типик), взяв за образец правила монашеской жизни, введенные им для сербского монастыря Хиландар на Афоне. В Типике Студени­цы содержалось требование соблюдать равновесие между материальными воз­можностями и числом братии. В 12 гла­ве провозглашалась свобода монастыря, который «ни под кем не будет, только под одною всепетой Богородицей Бла­годетельницей, молитвенным заступ­ничеством преподобного отца нашего и ктитора [Симеона Мироточивого] и властью игумена, который за всем следит, управляет, кормит и владеет». В 13 главе подробно описывались пра­вила избрания игумена. Святой Савва также устроил в Студенице больницу.

XIII—XIV века были временем бла­гополучного существования Студеницы. Однако общие для всей Сербии беды, связанные с наступлением на нее Османской империи, постепен­но приводили к оскудению обители. После падения последнего из неза­висимых сербских княжеств под уда­рами турков в 1459 году Студеница то и дело подвергалась разорениям. Турки не только грабили монастыр­ское добро, но и наносили урон по­стройкам монастыря, в результате чего он ветшал. Долгое время не было сколько-нибудь достаточных средств для проведения серьезных восстано­вительных работ. Лишь в середине XVI столетия удалось собрать деньги на первую значительную реставра­цию, которую завершили в 1568 году. Были обновлены фрески соборного храма в честь Успения Пресвятой Бо­городицы, в результате чего, правда, оказалось утрачено более половины живописного фрескового ансамбля времен Саввы Сербского.

Однако не только завоеватели при­чиняли беды монастырю. Стихия так­же не однажды покушалась на древние стены, испытывая силу духа и глуби­ну веры насельников. Так, в начале XVII века серьезное землетрясение, а затем и пожар повредили обитель. Многие исключительной ценности ис­торические документы и значительная часть культурного наследия исчезли навсегда.

Весьма тяжелые времена настали для Студеницы в последней четверти XVII столетия. Чтобы сохранить ее важнейшие святыни и драгоценности, принимается решение об их времен­ном перенесении в другой монастырь. Таким монастырем была выбрана оби­тель Црна Река. Мощи преподобного Стефана Первовенчанного и другие реликвии с 1687 по 1696 годы находи­лись вне стен Студеницы. В 1806 году, после сожжения турками Студеницы во время Первого сербского восстания, мощи святого короля также увозились из обители.

Студеница и ее округа, составляв­шие так называемую Студеничскую нахию, получили автономию в соста­ве Османской империи в тридцатых годах XIX столетия. Они вошли в со­став молодого Сербского княжества, обретшего широкое самоуправление после многих веков османского ига. Сербам разрешили иметь свое вой­ско, суды и школы, однако в крепо­стях оставались турецкие гарнизоны. Студенецкая округа была разделена на два уезда — Студеницу и Йошаницу — со старейшинами во главе. Их имена сохранились в истории: Нико­ла Иваняц и Филип Прибакович. Но и в новых условиях жизнь обитате­лей этого края все равно продолжала оставаться непростой. Они должны были платить дань землевладельцам, которые на первых порах являлись исключительно турками, и исполнять многочисленные повинности, в том числе трудовые. Разграничения, строи­тельство пограничных постов, частые столкновения с турецкими властями причиняли много бедствий местному населению. Впрочем, все эти тяготы не мешали выполнению одной из важней­ших задач той поры — восстановлению святыни сербского народа монастыря Студеница. По непосредственному распоряжению руководителя серб­ского народа в годы борьбы против турков и основателя новой правящей династии Милоша Обреновича велись капитальные работы.

Студеница постепенно преобража­лась, хотя количество монахов было невелико — в самом конце XIX века их насчитывалось всего 6 человек. Вот как описывал свои впечатления от обители известный русский педагог, публицист, критик и прозаик Е.Л. Марков, посе­тивший ее в 1895 году: «Монастырь Студеница обширнее других монасты­рей Сербии. Двор его огражден со всех сторон, так что в минуту опасности — что еще не особенно давно здесь было обычным явлением — монастырь мог запереться и отсиживаться в своих сте­нах. Внутри двора большие каменные постройки. В прежние времена мо­нахов в Студенице было много, и все эти дома были заняты жильем иноков; при святителе Савве их было больше ста человек, а теперь вместе с архиман­дритом всего шесть монахов, так что помещения большей частью пустуют. Впрочем, у монастыря довольно большое хозяйство, и почти всегда поэтому в стенах его проживает толпа рабочих, не считая гостей и богомольцев».

XX век выдался для Студеницы, как и для всего сербского народа, крайне непростым. Кровопролитные Балкан­ские войны 1912—1913 годов, грянув­шая сразу за ними Первая Мировая война, затем Вторая Мировая война, которая в Сербии вылилась в граж­данскую, приход к власти коммуни­стов с их богоборческой идеологией, наконец, болезненный распад Югосла­вии на рубеже XX — XXI веков — вот основные события этого труднейшего для сербов столетия.

 

Пуеводитель

Архитектурный облик монастыря

img_14Обитель Студеница расположена в го­рах южной части современной Сербии между городами Кральево и Нови Пазар. Территория, окруженная монастырски­ми стенами, довольна необычна — она представляет собой неправильный круг, несколько вытянутый к востоку. Мо­настырский собор имеет все черты, ха­рактерные для храмов так называемой «рашской школы». Церкви, выстроенные в этом стиле, располагались в пер­вую очередь в Рашке (область вокруг города Раса), где находилась прародина династии Неманичей и где отдельные ее ветви владели землей. Собствен­но, соборный храм Студеницы и стал первой постройкой, в которой были заложены традиции «рашской школы», определявшей архитектурный облик Сербии вплоть до начала XIV века. Но и позднее школа сохраняла свое влияние. Тип церковного здания «рашской шко­лы» до конца XIV столетия предлагался в качестве образцового при строитель­стве обетных монастырей сербской зна­ти и даже вдохновлял строителей более поздних времен.

Соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

img_6Соборный храм Студеницы в плане прямоугольный, имеет полукруглую внутри и трехчастную снаружи апси­ду, купол и квадратное подкупольное пространство, вытянувшиеся по оси восток—запад. К подкупольному про­странству с северной и южной сторон пристроены боковые притворы с пор­тиками. Внутренний притвор отделен от наоса стеной с порталом. Купол поставлен на барабан, круглый внутри и двенадцатигранный снаружи, оштука­туренный и покрашенный в красный цвет, который контрастирует с мра­морной облицовкой остальных частей сооружения. Основание купола и полу­круглые своды опираются на толстые стены с пилястрами. Романские декора­тивные элементы занимают значитель­ное пространство на наружных стенах. Богаты и украшения оконных проемов. Во времена короля Радослава, око­ло 1235 года, к первому внутреннему притвору был пристроен просторный и высокий внешний притвор с двумя полукруглыми приделами. Притвор Радослава, строившийся как усыпаль­ница, отличается от первых построек и размером, и отделкой фасада.
Академик С. Чиркович подчерки­вает, что соборный храм Студеницы имеет в полном смысле слова роман­ский облик. Об этом говорят и обли­цовки церкви мраморными плитами, и характерные полукруглые проемы дверей, и тройные и двойные окна, и большие глухие арки, соответствующие снаружи внутренним сводам, и типич­ные фризы глухих арочек, тянущиеся вдоль краев стен. Романский почерк проявляется в изломе вершин сводов и арок. О близости романскому стилю и подражании западным образцам свидетельствует также то, какое зна­чение придается каменной скульпту­ре. Каменный декор в виде скульптур украсил порталы с консолями, проемы окон и дверей. Стремясь к гармонии пропорций, красоте силуэта, выявле­нию конструкции в объемах здания, строители обращали особенное вни­мание на внешнюю отделку. Роскошно оформлен западный портал, имеющий сложное архитектурное обрамление со скульптурой Пресвятой Богороди­цы на престоле с Иисусом Христом на коленях и фигурами двух архангелов. Мастера, работавшие над декором со­борного храма Студеницы в последнее десятилетие XII века, показали исклю­чительное мастерство, с особой силой проявляющееся в богатом плетеном орнаменте из виноградной лозы, птиц и фантастических животных. Впослед­ствии каменный декор станет важней­шей составляющей «рашской школы».

Притвор короля РадославаОсобую ценность представляют фрески храма в честь Успения Пресвя­той Богородицы в Студенице. Настен­ную живопись применительно к эпохе средневековья называют «Библией для неграмотных». Действительно, фрески сообщали большинству верующих той поры гораздо больше информации, чем тексты. Поэтому настенная живопись, играющая роль поучения, была непо­средственно связана с господствующей богословской доктриной. Фрески со­борного храма Студеницы выполнены в 1208—1209 годах, уже при сыновьях ее основателя и первого ктитора Сте­фана Немани. Инициатором росписи был святитель Савва Сербский, кото­рый стал архимандритом Студен и цы и, в единомыслии с братьями, решил украсить усыпальницу своего отца. Знаменитый сербский византинист В.Джурич отмечает: «С росписью хра­ма в Студенице появилось в Сербии искусство, никогда прежде здесь неви­данное — не только в силу своей исклю­чительной красоты, но и потому, что Савва осуществил в храме декорацию, имитирующую во фреске мозаичное убранство». Самое знаменитой фрес­кой соборного храма Студеницы явля­ется сцена «Распятие», помещенная на западной стене.

Церковь Иоакима и Анны

img_8Эта церковь находится по соседству с соборным храмом, вход в нее рас­полагается на одной линии с входом в соборный храм. Построена она ко­ролем Стефаном Урошем II Милути-ном (1282—1321) и потому известна также под названием Королевской церкви. Возводился храм в 1314 году, о чем сообщает надпись, высеченная по каменному фризу, который опоя­сывает извне алтарную преграду. Ос­новным материалом при строительстве послужил пористый известняк. Славу церкви принесли не столько архитек­турные формы, сколько росписи, за­нимающие видное место в монумен­тальной живописи Сербии XIV века и свидетельствующие о ее тесной связи с искусством Византии. Западная сте­на украшена композицией «Успение», более половины которой к началу XX века было утрачено. Над ней нахо­дятся: слева от окна «Преображение», а справа — «Вход Господень в Иеру­салим». На южной стене размещены прижизненные портретные изображе­ния короля Милутина и его юной же­ны Симониды, дочери византийского императора Андроника II Палеолога, писавшиеся, видимо, с натуры. Они напоминают об укреплении полити­ческих связей между слабевшей тогда Византией и могущественной Сербией. В сценах «Рождество Пресвятой Бого­родицы» и «Введение во храм» можно видеть типичные для палеологовского искусства Византии удлиненные фигу­ры на фоне сложного архитектурного пейзажа. Они представлены то в тор­жественных позах, то в порывистом движении, в развевающихся одеждах. Следует указать на то, что в живопис­ную манеру фресок Королевской церк­ви, характерную для сербских памятни­ков XIII столетия, впервые начинают проникать элементы графики.

Церковь Святителя Николая Чудотворца

img_9Эта небольшая церковь наиболее уда­лена от главного входа в монастырь. Она построена не позднее конца пер­вой трети XIII века. Приблизительно в 1230-х годах храм был расписан той же артелью сербских мастеров, что соз­дали фресковые ансамбли известных культовых центров Сербии — церкви Богородицы Левишки в Призрене и храма монастыря Морача. Все ансамб­ли связаны между собой сходством типов святых, почти тождественным рисунком, повторяющейся цветовой шкалой и совершенно одинаковым почерком надписей. Фигуры из сохра­нившихся сцен праздничного цикла храма святителя Николая Чудотвор­ца — «Вход Господень в Иерусалим» и «Жены-мироносицы у гроба» (как и образы Иоанна Предтечи из наоса, а также Богоматери с ангелами в алта­ре) — оставляют впечатление полноты объемов, достигнутой благодаря под­черкнутым контрастам света и тени. 

Другие монастырские постройки

img_16img_15Над центральным входом в обитель, который расположен в западной ча­сти стены, высится проездная башня. построенная в XIII столетии. (Иссле­дователями высказывались предполо­жения, что башня вообще не относится к Средневековью, но сейчас эти гипо­тезы отвергнуты.) Она использовалась в качестве колокольни, там же находи­лась часовня (или надвратный храм). Внутри башни частично сохранились фрески XIII века: «Поклонение отцов Церкви» на восточной стене и над ни­ми, в следующем ярусе, — «Преображе­ние Господне». Огромная композиция «Древо Иесеево», правда, плохо сохра­нившаяся, занимает целиком всю на­ружную башенную стену, обращенную к монастырскому двору. В. Джурич отмечал, что фрески проездной башни Студеницы являются самой ближай­шей аналогией фресок другой древней сербской святыни — монастыря Жича: «Обобщенно решенные фигуры свя­тых — того же типа, что и в росписи звонницы в монастыре Жича. Тем не менее, на ликах уже нет тех толстых белых линий, которыми в Жиче обо­значались блики света. Когда-то фрес­ки обгорели, поэтому трудно судить об их колористических достоинствах».

img_13img_17Налево  от   входа   в   монастырь к стене примыкает древняя каменная трапезная, построенная во времена святителя Саввы Сербского и потому называемая «Саввиной трапезной». Внутри находятся большие каменные столы с лавками, очевидно, в повторе­ние афонской традиции, которая была заложена в Великой Лавре преподоб­ного Афанасия. Каждый из этих сто­лов может вместить за трапезой около дюжины человек. Рядом с трапезной и тоже вдоль монастырской стены воз­вышается здание ризницы.

Направо от входа в монастырь, повторяя полукруглый изгиб стены, стоят недавно отремонтированные здания XIX—XX веков. Сейчас в них проживает братия, располагаются различные хозяйственные постройки. Далее сохранились только фундаменты, оставшиеся от зданий, которые, по всей видимости, когда-то располагались по окружности стен.
Между церковью во имя Иоакима и Анны и Никольской церковью нахо­дится фундамент церкви, посвященной Иоанну Крестителю.

 

Святыни

Главными святынями Студеницы являются мощи ее основателя пре­подобного Симеона Мироточивого, его жены — преподобной Анаста­сии Сербской, их сына — преподобно­го Стефана Первовенчанного. Все они находятся в соборном храме обители. Большая каменная гробница святого Симеона строга и проста, у ее осно­вания выбит весьма широкий желоб, в который некогда собиралось миро, обильно истекавшее от мощей. Раки со святыми останками преподобных Анастасии и Стефана расположены на солее, по сторонам царских врат. Вот как описывал раку святого Стефана Первовенчанного русский путешест­венник Е. Л. Марков в 1895 году: «Гроб деревянный, лаковый, с изящной пер­ламутровой инкрустацией старинной работы. Мощи покрыты довольно пло­хими поношенными пеленами; через небольшое отверстие в них приклады­ваются к челу сербского царя. На груди его находится драгоценный и очень древний золотой киот с частицами Животворящего Древа Креста Господ­ня, осыпанный каменьями, а в углу гроба насыпана куча денег... Эти дары богомольцев, по старинному обычаю, остаются подолгу в гробнице...».

В обители собраны частицы мо­щей многих других угодников Божи-их, в том числе святителя Николая Чудотворца. Бесценные сокровища включает в себя монастырская риз­ница. Она начала создаваться одно­временно с монастырем и, постоянно пополняемая благочестивыми жертво­вателями — среди них ведущее место принадлежало правителям сербским, превратилась в удивительный по своему содержанию реликварий. Но проходили годы, которые складыва­лись в десятилетия, а те — в столетия, многочисленные пожары наносили непоправимый урон ризнице. Однако больший вред исходил не от неразбор­чивого огня, а от тех, кто сознательно являлся в Студеницу с целью грабежа. Иноки, как могли, спасали свои святы­ни: закапывали, прятали вне стен мо­настыря. К великому сожалению, древ­нейшие предметы ризницы, а равно и рукописные книги из библиотеки, не сохранились. В настоящее время среди предметов, находящихся в Студенице, особо ценными являются выполненная в 1627/1628 году ставротека (реликва-рий), предназначенная для хранения частицы Честного и Животворящего Креста Древа Господня, и рака для мощей святого Стефана Первовенчан-ного, изготовленная «рукой грешного Антония» по заказу и на средства мит­рополита Симеона в 1607/1608 году. Великолепные образцы средневеково­го сербского искусства представляют: кадильница игумена Саввы, созданная неизвестным мастером в 1590/1591 го­ду; украшенное миниатюрами руко­писное Четвероевангелие первой по­ловины XVI столетия; Иванова пяти-хлебница 1630-х годов; шитые покров и плащаница Антония Гераклейского, относящиеся к концу и второй поло­вине XIV века соответственно.

Многие паломники, прибывающие в Студеницу, устремляются к храня­щейся здесь частице мощей священно-мученика Харалампия.

 

Монастырская жизнь

Пожалуй, наиболее полные воспо­минания русских паломников о Студенице принадлежат перу ли­тератора Е.Л. Маркова, увидевше­го монастырь в 1895 году. Е.Л. Марков пишет: «Архимандрит Феодосии встре­тил нас с добродушием гостеприимно­го и общительного хозяина. Он просто запаивал и закармливал нас и весело улыбался. Так как стоял Петровский пост, то монастырский ужин, разумеется, подан был постный: очень вкусный суп из фасоли, сушеная форель под ка­ким-то соусом и распластанная вяленая форель на жаркое. Сербские монахи совсем особенного типа; они вовсе не отшельники и не подвижники, не го­ворят никаких поучений и не следят ни за чьей нравственностью. Они только служат обедни, исполняют требы и но­сят черное платье, свободно пользуясь всеми скромными радостями жизни. 

В будние дни в сербских монастырях обедни не служат, довольствуясь, как в русских сельских церквях, одними праздничными службами. Но архи­мандрит, несмотря на понедельник, вызвался отслужить обедню лично для нас... Пение сербов не мелодиче­ское, но громкое и стройное; только они поют чересчур протяжно, как и греки, которые, конечно, служили им всегда образцом в церковных богослу­жениях; оттого и служба здесь тянется долго. Некоторые молитвы поются да­же лишние против наших. „Отче наш" и „Верую" сербы, как и греки, не поют, а читают, что, впрочем, допускается и в иных русских монастырях. Произно­сил эти молитвы архимандрит с совер­шенно правильными русскими ударе­ниями и тем же тоном, которым чита­ют у нас; но певчие его выговаривали церковнославянские слова с такими невозможными ударениями, что мне казалось, будто русские молитвы поют­ся французами или итальянцами».

Современное описание Студеницы принадлежит известному церковному писателю Николаю Кокухину. Цити­руем его: «А вот монастырь Студеница. Прямо из автобуса мы прошли в храм. Совершалось всенощное бдение под двунадесятый праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Гос­подня; служба шла на церковнославян­ском языке, все было понятно, лишь в некоторых словах ударение было не на том слоге, как у нас, но это нисколь­ко не портило картины — нам каза­лось, что мы находимся дома, в одном из русских монастырей. Через некото­рое время, уже на утрени, мы освои­лись настолько, что приняли участие в богослужении. Иеромонах Антоний, который вел службу (кстати, он окон­чил Московскую духовную академию), узнав, что мы из России, благословил нас стать на клирос. Одно из досто­инств нашей группы заключалось в том, что среди нас был профессиональный регент. Мы — и взрослые, и дети — со­брались вокруг нее, и служба потекла по-иному (монастырский хор, состояв­ший из двух-трех монахов, был весьма жиденький). Обитель по праву гордит­ся своими редчайшими святынями: при входе в храм, по правую руку, гробница преподобного Симеона Мироточивого, отца святителя Саввы; она очень высо­кая и строгая на вид; внизу, у основания гробницы, широкий каменный желоб, в который собиралось миро от мощей святого; но это было давно, в лучшие времена православной Сербии, а потом излияние мира прекратилось. Слева от царских врат — рака с мощами препо­добной Анастасии, матери святителя Саввы, а справа — рака с мощами пре­подобного Симеона, брата святителя Саввы. Мы приложились, кроме того, к ковчегу, в котором собраны частички мощей многих святых, в том числе свя­тителя Николая и священномученика Харалампия».

 

Источник: журнал "Православные монастыри. Путешествие по святым местам", №37, 2009




Нравится