Монастырь Жича |
![]() Жича (другое название - Дом Св. Спаса), женский монастырь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ г. Кралево. История Возведение мон-ря, название к-рого на серб. языке означает «край, богатый зерном», по образцу мон-ря Студеница (кон. XII в.) ок. 1206 г. начали серб. кн. Стефан (впосл. король, см. Симон Монах) и его брат, мон. Савва (впосл. архиепископ Сербский). После получения в 1219 г. Сербской Церковью автокефалии и возведения мон. Саввы в сан архиепископа работы были ускорены, т. к. Ж. была избрана кафедрой Сербской архиепископии. В 1220-1221 гг. строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. Украшение храма завершилось к открытию в 1221 г., в день Вознесения Господня, в обители 1-го церковно-народного Собора. В Ж. состоялась коронация кн. Стефана Первовенчанного. По свидетельству Феодосия Хиландарца, кор. св. Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал мон-рю 3 грамоты-повельи и множество даров. В одной из грамот были перечислены святыни обители (частица Животворящего Креста Господня, риза и пояс Пресв. Богородицы, десница и частица главы Иоанна Крестителя, мощи др. святых), ктиторы и монастырские земельные угодья. Текст грамоты первоначально был написан на сев. стене собора под куполом (оригинал не сохр.). Между 1224 и 1227 гг. кор. Стефан издал новую грамоту, дополнившую старую, текст к-рой поместили на юж. стене под куполом. В 1228-1230 гг. из монастыря Студеница в Ж. были перенесены нетленные останки св. Стефана Первовенчанного. В 1228 г. в Ж. короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. В 1233 г. архиеп. Савва на церковном Соборе в Ж. избрал своим преемником Арсения I, к-рый в 1253 г. утвердил Печ центром Сербской Церкви (см. Печская Патриархия). Тогда же в Печ были перенесены святыни и б-ка. Несмотря на сложное положение Ж. в посл. четв. XIII в. из-за набегов татар, болгар и половцев, свт. архиеп. Сербский Евстафий I в 1285 г. возвратил кафедру архиепископии в Жичский мон-рь. Но его преемник архиеп. Иаков переехал в Печ и перенес с собой мощи умершего в Ж. архиеп. Евстафия. Возможно, в это же время мощи св. Стефана Первовенчанного были переданы в мон-рь Сопочани. Ок. 1292 г. архиеп. Сербский Евстафий II (1292-1309) перенес кафедру обратно в Ж. и начал реконструкцию обители, продолжившуюся при кор. Милутине, архиепископах Сербских Савве III (1309-1316) и Данииле II (1324-1337), когда были восстановлены разрушенные части храма, укреплены столбы, переложена крыша, выполнены новые фрески (1310), возведена и расписана трапезная, увеличена башня, построены хозяйственные палаты.
10 окт. 1941 г., во время второй мировой войны, Ж. подверглась бомбардировке нем. авиации, к-рая вызвала сильный пожар. Несмотря на условия военного времени, в мон-ре оставались игум. Даниил, отец Рафаил, братья Феодул и Марий и 2 послушника. В 1947 г. Ж. была обращена в жен. мон-рь. В 1950-1951 гг. в Ж. под домашним арестом находился митр. Скопский Иосиф (Цвийович). В 1964-1967 гг. в соборе были отреставрированы фрески, в 1967 г. была заменена крыша. В 1978 г. в монастыре открылась иконописная мастерская «Св. Лука». К 2008 г. в монастыре проживали настоятельница игум. Елена и 40 насельниц. В монастырском некрополе похоронены мн. выдающиеся серб. церковные деятели (останки некоторых были перенесены сюда с других кладбищ): еп. Ужицко-Крушевацкий Иоанникий (Нешкович; † 1873), епископы Жичские Василий (Костич) и Корнелий (Станкович), архим. Севастиан (Дабович) и др. Архитектура Комплекс мон-ря включает собор Вознесения Господня, ц. святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата (ныне ц. святых Петра и Павла), храм, трапезную, кельи и хозяйственные помещения. Собор Вознесения Господня
Другие постройки Жича Церковь святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата находится к востоку от собора. Это перекрытое полуцилиндрическим сводом небольшое здание (сер. XIV в.) с широкой полукруглой апсидой (2-я пол. XVIII - нач. XIX в.), построенное из кирпича и больших каменных блоков. Сохранились остатки фресок на фасаде и в люнете над входом (лики св. Феодоров). Др. храм находится к югу от главного. Это небольшое здание с широким куполом, зап. фасад к-рого соединен переходом с корпусом келий.
Фрески Первоначальная роспись собора Вознесения 1220-1221 гг. сохранилась частично из-за разрушений в посл. четв. XIII в. В юж. рукаве трансепта сохранилось «Распятие», в северном - «Снятие с креста». Расположение этих сцен в нижней зоне трансепта может быть связано с тем, что перед ними находились проскинитарии со святынями Страстей Господних, по сторонам композиций - фигуры апостолов. К древнейшему слою относится изображение ангелов в люнетах над проходами в парекклисионы. Сохранившиеся фрески свидетельствуют о том, что св. Савва пригласил лучших мастеров для украшения архиепископского храма. В росписи еще заметно влияние позднекомниновского искусства, хотя уже преобладает новый монументальный стиль, характерный для визант. живописи первых десятилетий XIII в., когда столица империи была оккупирована латинянами. Композиции ясные и хорошо обозримые, рисунок крупных, гармонично сложенных фигур чист. Между 1228 и 1234 гг. были расписаны экзонартекс и парекклисион на 2-м этаже колокольни. В экзонартексе, на юж. стене, сохранилась лишь сцена «Воздвижение Честного Креста», в парекклисионе фрески были повреждены во время пожара, но их иконографическая программа поддается прочтению. Малую апсидальную нишу занимает поясное изображение Иисуса Христа с открытым Евангелием (Ин 8. 12), на вост. стене - «Распятие», под ним, по обе стороны Животворящего Креста,- святые царь Константин и царица Елена, рядом изображен архидиак. Стефан. На остальных стенах - образы 4 святителей (надписи сохранились только возле Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и 2 преподобных (Савва Иерусалимский и Феодор Студит), в люнетах окон находятся медальоны с поясными изображениями Пресв. Богородицы и ангелов, над ними расположены поврежденные фигуры неизвестных святых. На крестообразном своде фрески не сохранились. Живопись этого слоя по художественному уровню слабее росписи 1220-1221 гг. Вероятно, она была также связана с заказом св. Саввы, о чем свидетельствуют изображения святых Саввы Иерусалимского и Феодора Студита, следуя примеру к-рых св. Савва составил Хиландарский и Студеницкий типики. В кон. XIII в. собор из-за разрушений восстанавливали, и он был расписан во 2-й раз при архиеп. Печском Савве III (1309-1316) и серб. кор. св. Милутине. Мастера бережно отнеслись к старым фрескам: в алтаре и наосе они поновили первоначальный слой, а остатки поврежденных фресок «похоронили» как святыню у церкви вместе с инструментами, прикасавшимися к ним. Фрески нач. XIV в. сохранились частично. В алтаре - композиция «Поклонение Жертве», под ней - поясные изображения св. епископов Митрофана, Мефодия, Никифора, Тарасия, Иакова, брата Господня, Прокла и Фоки, заключенные в рамки наподобие икон. На боковых стенах - фигуры святых епископов, диаконов, ветхозаветных первосвященников (Аарон, Моисей и Мелхиседек), а также столпника и ангела. Поясные изображения святителей в медальонах занимают свод триумфальной арки. В куполе располагалось «Вознесение», от к-рого сохранилась нижняя часть, на парусах - 4 евангелиста, между ними - Нерукотворные образы Спасителя (Мандилион и Керамион). На вост. стороне подкупольного пространства изображено «Благовещение» с Христом Ветхим денми в верхней части композиции, ниже - пророки Давид и Соломон. На юж. стене размещено «Сошествие Св. Духа на апостолов», на западной - «Тайная вечеря», на северной - «Благовестие Захарии», «Послание апостолов на проповедь» (не сохр.) и «Уверение Фомы». На всех арках - медальоны с ликами святых мучеников, на стенах - образы пророков, к-рые обычно помещаются в барабане купола. Возле иконостаса под декоративными аркадами представлены изображения Пресв. Богородицы, Иисуса Христа, святых архидиак. Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, прп. Саввы Освященного. На юго-зап. подкупольном столпе в верхнем ярусе, над местом, где находился трон архиепископа, образ Божией Матери «Страстная» - один из самых ранних сохранившихся в Сербии примеров данной иконографии: Пресв. Богородице с Младенцем предстоит ангел с орудиями Страстей Христовых. В зап. части наоса находились сцены из земной жизни Спасителя (сохр. только фрагмент «Входа Господня в Иерусалим»), святых монахов и гимнографов, воинов, целителей и мучеников. Там же помещались «Собор архангелов», образы св. Иоанна Предтечи (не сохр.) и свт. Николая Чудотворца. Почти всю зап. стену занимала композиция «Успение Пресв. Богородицы». В апсиде юж. парекклисиона во имя архидиак. Стефана была изображена Пресв. Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, ниже - «Служба святых отцов», около апсиды - поврежденное «Благовещение». Под куполом сохранился лик одного из ветхозаветных первосвященников, на юж. стене - «Распятие». В средней зоне представлен житийный цикл архидиак. Стефана, включающий сцены испытания, побиения камнями, обретения мощей и их перенесения в К-поль. Среди многочисленных фигур святых особенной статью, как воины Царя Небесного, отличаются святые Димитрий, Георгий, Прокопий и Артемий - они изображены мучениками, одетыми в роскошные одежды. Росписи сев. парекклисиона во имя св. Саввы Иерусалимского, в т. ч. «Успение св. Саввы» со сценами из жития, были утрачены гл. обр. во время бомбардировки мон-ря в 1941 г. В алтаре была изображена композиция «Служба святых отцов», на парусах - образы ветхозаветных первосвященников, на сев. стене - «Введение Богородицы во храм», в нижнем поясе и сегодня различимы образы преподобных Саввы, Евфимия, Антония и Афанасия Афонского. Фрески в экзонартексе практически не сохранились. До 1941 г. в вост. части можно было видеть композицию «Крещение Христово» и фигуру архидиак. Стефана. В наст. время в этой части храма можно различить лишь остаток композиции (возможно, «Лоза Иессеева»). В проходе под колокольней на своде представлены образы 40 Севастийских мучеников, ниже - тексты из 3 грамот-хрисовулов, дарованных обители кор. св. Стефаном Первовенчанным. На арке зап. входа рядом со сценой «Будьте как дети» (Мф 18. 3) изображены апостолы Петр с церковью в руках и Павел с книгой своих посланий. На вост. стене над главным входом в храм находится пространная композиция «Что Ти принесем...», в которую включены портреты ктиторов архиеп. Саввы III и кор. св. Милутина в сопровождении сановников. Ниже помещены портреты первых ктиторов Ж., королей Стефана Первовенчанного и Радослава. Фрагменты фресок нач. XIV в. содержат ряд особенностей и отражают процесс осмысления новой иконографической программы росписи храма. В куполе, следуя визант. традиции, принесенной в Сербию св. Саввой, было представлено «Вознесение Господне». По указанию св. Саввы под куполом были изображены (и поновлены в нач. XIV в.) сцены, связанные с событиями в Сионской горнице («Тайная вечеря», «Послание апостолов на проповедь», «Уверение Фомы» и «Сошествие Св. Духа на апостолов». Эти сцены символизировали для 1-го Сербского архиепископа образ основанной Христом Церкви, Матери всех Церквей, которую символически обновила Сербская Церковь. Той же идее следуют изображения апостолов в нижнем поясе наоса и архиереев К-поля и Иерусалима на фресках-иконах в апсиде. Создатели фресок в Ж. принадлежали к числу выдающихся мастеров своего времени, писавших в стиле т. н. раннепалеологовского ренессанса. Один из них в 1313 г. работал в наосе кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (что может указывать на его происхождение из Фессалоники). Эти же или близкие к ним по манере живописцы создали др. фрески в Сербии: в зап. травее ц. св. Апостолов в Пече (ок. 1300) и в ц. Богородицы Левишки в Призрене (1310-1313). Иконографическая программа декорации собора в Ж. послужила образцом для др. церквей обл. Рашка, напр. в Пече, сохранность к-рых могла способствовать воссозданию убранства Жича.
Источник: Православная энциклопедия. |
Нравится | Tweet |