Сербские железные дороги: РЖД и не снилось

Большинство людей в России о Сербии знает то, что там живет братский народ, что у них отобрали Косово и что мы за них, а они за нас. Для кого-то быть может этого вполне достаточно, но, надеюсь, все же не всем. А потому буквально пару слов: Сербия находится в самом центре Балкан, выхода к морю нет, в ООН с 2000 года, с марта 2012 - кандидат в члены Евросоюза. На севере страна граничит с Венгрией, на северо-востоке — с Румынией, на востоке — с Болгарией, на юге — с бывшей Югославской Македонией, на юго-западе — с Черногорией, на западе — с Хорватией и с Боснией и Герцеговиной.

 

Поездка в эту страну - это визит в кинофильмы Эмира Кустурицы. Описывать местный колорит дело проигрышное - тут куда лучше один раз увидеть. А потому - слово Петру Королеву.

За время моего короткого пребывания в Сербии удалось немного поснимать местные железные дороги. До этого мне как-то не удавалось проехаться в поездах на "узкой" Стефенсоновской колее, вот, в Сербии немного получилось.

Сербские железные дороги - это что-то с чем-то. Кажется, что тут не только борются с граффити на подвижном составе, но, наоборот, поощряют адову раскраску поездов.

Впрочем, обо всем по порядку...

Головной офис Сербских железных дорог находится в прекрасном здании, фасад которого основательно изгажен прикрученными к нему кондиционерами.

Здание вокзала в Белграде построено основательно, тут движение началось уже в середине XIX века. Об этом напоминает год открытия железной дороги, написанный на здании вокзала римскими цифрами.

Кассовый зал и залы ожидания на вокзале Белграда сделаны в лучшем виде, а вот перронов тут совсем немного. Пути частенько зарастают травой, что для российских вокзалов в крупных городах явление редкое. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что основное количество сербских электричек - советского производства! Они даже внешне похожи на своих "ширококолейных" братьев, колесящих по просторам бывшего СССР.

Вокзал находится недалеко от набережной Савы, и после выезда с него и с ближайшей сортировочной станции, большинство поездов поворачивают направо, на один из двух железнодорожных мостов. Вот они:

Как и на российских (и вообще постсоветских) железных дорогах, в Сербии принято «пришпандоривать» на привокзальной площади какой-нибудь паровоз в виде памятника. И если паровоз в Белграде большой, то в Нови Саде совсем маленький, но с зато вместе с путейцем и устройством для набора воды.

Вокзал в Нови Саде типично советский: много стекла и бетона, но без архитектурных излишеств.

С того места, куда прибывают поезда, вокзал Нови Сада выглядит совсем уныло.

Поговорим о подвижном составе. Основной тип электровоза в Сербии - 444. Вот он:

Поезда в Сербии обычно не очень пунктуальны, и хотя сильного трафика на дорогах нет, поезд из Субботицы опоздал почти на 15 минут. В ожидании поезда томился, снимая виды вокзала. Кстати, никому из путейцев не пришло в голову, что на меня надо напасть, потребовать удалить снимки и препроводить в полицию. Снимай, что хочешь!

Обычные пассажирские вагоны Сербских железных дорог несут на себе множество служебных отметок и каких-то регуляторов, но это редкое исключение...

... Потому что более 90% пассажирских (как мне показалось) вагонов яростно изрисованы граффити! Если увидеть вагон без граффити, то, скорее всего, это не сербский поезд.

У сербов разрисованные вагоны - норма и для местных поездов (которые иногда заменяют электрички)...

... и даже для международных (на фото - вагон поезда в Софию)

Электрички тоже яростно разрисовываются местными "художниками".

После наших зеленых или красно-серых вагонов смотреть на такое цветовое разнообразие как-то удивительно. Но потом к нему быстро привыкаешь и оно начинает надоедать.

Местные из поезда никак не поймут, что ж я такого увидел, что начал яростно снимать поезд. Видать, с граффити на поездах они давно смирились.

Спросил, у машиниста, почему поезда такие размалеванные, это нарочно так сделано? Он ответил, что техники устали перекрашивать и забили на перекраску, мол, без толку. А лично ему самому так даже больше нравится.

На линии Белград - Нови Сад движение в основном однопутное, потому у станции Чортановцы многие поезда ждут встречных поездов, неспешно проезжающих Чортановский тоннель. Станция, кстати, маленькая, но чистенькая, ее украшают, как могут.

Вот ее кассовый зал:

В ожидании своего поезда еще раз обхожу электропоезд-попугай.

Единственный вид подвижного состава, на которых граффити не замечены вообще - это электровозы. Наверное, их как-то лучше охраняют?

В Себрии пригородные поезда бывает двух классов: первого и второго. Второй класс - это советские электрички и некоторые поезда из 2-3 вагонов, что едут по расписанию электричек. Кстати, советских электричек "на ходу" в Сербии все меньше, их заменяют двух- и трехвагонными поездами, зато есть их огромное "кладбище" недалеко от Белграда, никем особо не охраняемое. Первый класс чем-то комфортнее и немного дороже. Снаружи разница не слишком заметна.

Проезд в поездах не очень дорогой. Билет 2-го класса Белград - Нови Сад (около 90 км) стоит 288 динар, то есть, немного дороже 100 рублей. Билет на море, в Бар (Черногория) стоит 25-35 евро в одну сторону, РЖД бы такие цены!

При этом, по сравнению с обычными российскими электричками, вагоны достаточно комфортабельны, тут все кресла (а не скамейки!) с подголовниками.

Ехать в них удобно, только большинство кресел нельзя откинуть. Поэтому каждый выходит из ситуации, как может ))

Будете в Сербии -- решительно рекомендую кататься на местных поездах!


Источник: mir24.tv



Нравится
Успенский храм
c. Шарапово
Отдых на Байкале