Белград. Справочная информация

1445

Немного истории

Несмотря на то, что первые упоминания о Белграде восходят к древности (впервые Белград упоминался как кельтское поселение с названием Сингидунум), тот его облик, который мы можем наблюдать сейчас, начал формироваться в начале XIX века, и вся «аховая» архитектура, красотой которой мы наслаждаемся сейчас, была создана в основном в связи с австрийским влиянием. Архитектуру Белграда следует рассматривать в сравнении с Софией и Бухарестом, так как их основное архитектурное развитие начиналось примерно в одно и то же время. Из всех трех городов Белград — самый красивый. И был бы еще красивее, если бы не войны. Во время Второй мировой войны Белград пострадал как от фашистов, так и от союзных войск, причем от американцев с британцами пострадал значительнее. Наблюдая кадры довоенной хроники, разглядывая довоенные фотографии, мы можем наблюдать почти совершенный в архитектурном плане город. Увы, до наших дней всем этим красотам не суждено было дожить. И все же, в наше время еще есть на что полюбоваться. Об этом еще порассуждаем.

1445_2

Немного официальной статистики

Площадь Белграда — 359,92 км² (примерно треть площади Москвы)

Население Белграда — 1 213 000 человек (по состоянию на 2009 год)

Плотность населения — 506 чел./км² (в 20 раз меньше по сравнению с Москвой)

Телефонный код — +381 11

Почтовый индекс — 11000

 

1445_1

Важные телефоны Белграда

Экстренные службы:

112 — общий экстренный телефон

92 — полиция

93 — пожарная

94 — скорая помощь

Российское посольство в Белграде — (+381-11) 361-01-92, ambarusk@eunet.yu. Консульский отдел — (+381-11) 361-39-64. Адрес: 11000, Beograd, ul. Deligradska, 32.

Офис «Аэрофлота». Есть 2 офиса «Аэрофлота» в Белграде:

Knez Mikhailova, 30. Телефоны: (+381-11) 3286071, (+381-11) 3286064, (+381-11) 3286083.

В аэропорту «Никола Тесла»

Аэропорт «Никола Тесла» — (+381 11) 209 4444.

1445_3

Как добраться от аэропорта «Никола Тесла» до центра Белграда

Аэропорт «Никола Тесла» находится примерно в 15 км от центра Белграда. Количество вариантов «проезда» ограничено. Попытаемся рассказать о всех них максимально подробно.

Первое — на такси. Это самый удобный и быстрый способ. Такси дежурят у аэропорта постоянно, но нужно быть внимательным. Просто «словить тачку» может обойтись в 2—3 раза дороже, чем если вызвать такси по телефону. Нормальная стоимость проезда от аэропорта до площади Славия — примерно 1000—1500 динаров (10—15 евро по ценам 2011 года). Телефоны известных служб такси уже упоминались в предыдущих статьях. Тут есть сложность. Службы принимают заказы на сербском. Английские операторы есть, но не всегда доступны. Здесь вам на помощь может прийти служба информации, офис которой расположен на первом этаже здания аэропорта под эскалатором на второй этаж. «Справочники» владеют английским и, скорее всего, помогут. Да, ну и конечно при вызове такси по телефону придется подождать минут 20.

Второе — на автобусе. Тут есть 2 варианта: рейсовый автобус №72 (билет стоит 100 динаров по ценам 2010), автобус авиакомпании JAT (стоимость — 160 динаров по ценам 2010).

Автобус №72 проезжает по следующему маршруту: AERODROM «BEOGRAD» — Put za aerodrom — Surčinska — Vojvođanska— Zemunska — Tošin bunar — Studentska — Pariske komune — Bulevar Mihaila Pupina — Brankov most — Pop Lukina — Jug Bogdanova — ZELENI VENAC. Конечная остановка автобуса — Зелени венац. Это рядом с отелями «Москва» и «Балкан» и улицей Теразие. Конечная остановка JAT-овского автобуса — площадь Славия.

Также, в аэропорте есть службы сдачи автомобилей в аренду. Некоторые предпочитают взять машину в аренду и не связываться ни с каким транспортом. По опыту «бывалых» оформляется все быстро. Проблем не возникает.

1445_4

Как пользоваться наземным транспортом в Белграде

Все, на самом деле просто, но когда сталкиваешься впервые, иногда вызывает небольшие затруднения. Чтобы их избежать, публикуем эту краткую заметку.

Проезд в трамвае, автобусе или троллейбусе считается оплаченным, когда прокомпостирован талон на проезд. Талоны продаются в газетных киосках по маршрутам следования наземного транспорта. Можно купить и у водителя, но это обойдется примерно на 25% дороже. Стоимость билета у водителя около 60 динаров. В киосках — 42. По-сербски одноразовый талончик на проезд звучит как «Карта на едну вожню».


Билеты компостируются. Вставить билет нужно цифрами 1—9 вниз и долбануть по компостеру. При компостировании пробьются те цифры, которые идентифицируют тот или иной трамвай-троллейбус-автобус. У большинства компостеров нет ручек для нажатия. Весь корпус компостера выполняет роль «дырокола», поэтому надо просто на него нажать (ударить) и тем самым пробить талон.

1445_5

О белградском такси

Информация ниже вероятно кому-нибудь может быть полезна. С чего начнем? Цены. Надо признать,что такси в Белграде – не дешевое. Цены чуть ниже,чем в Москве, но стоимости поездки ниже, так как расстояния меньше. Такси можно вызвать по телефону, можно поймать на улице. На улице цены малопредсказуемы, так же, как и у нас, но диапазон «аппетитов» значительно ниже. Так, если вызвать такси по телефону из аэропорта, то до центра Белграда можно доехать за 1000-1500 динаров (по ценам 2011 года). Если брать такси на месте, то можно доехать и за 2000 и за 3000. Сложность вызова по телефону состоит в том, что надо знать либо сербский, либо английский (не все службы обладают англоязычными операторами, но как правило они есть), на русском будет проблематично.

При заказе по телефону поражает, с какой точностью оператор определяет время подачи машины. Если просите подъехать в центр, то скорее всего машину подадут в течение 1—3 минут и действительно через это время вас подхватит машина. Если вызываете такси с окраин или из Нового Белграда, то время ожидания может составить 10—20 минут, но все равно в указанно время машина будет подана. Никаких «Через полчасика примерно», «Не ранее, чем через час». Все очень четко.

Парк машин самый разный. Ездят в основном на своих, прикручивая маячок службы, на которую работают, к крыше. За одну и ту же сумму вы можете проехать на раздолбаном «Опеле» конца 60-х и на вполне свежем 500-м «Мерсе» (такое было).

Ниже телефоны белградских такси, проверенных временем.

Beogradski Taxi 9801 — 0800 11 9801 (бесплатный звонок), 065 9801 000 (для абонентов сербского mts, надо позвонить и отбиться или послать sms, бесплатно перезвонят), 063 9801 (для абонентов telenor, надо позвонить и отбиться или послать sms, бесплатно перезвонят)

Aurora Taxi — 36 99 333 (бесплатно с городского), 065 36 99 555 (с мобильного)

Pink Taxi 9803 — 0800 11 9803 (бесплатно с городского), 065 488 99 77 (с мобильного)

Maxiss Taxi 9804 — 0800 11 9804 (бесплатно с городского), 064 222 98 04 (с мобильного), 063 58 1111 (с мобильного)

Внимание! Ни при каких обстоятельствах не следует брать такси в начале улицы Теразие (около дворца Албания) либо надо сразу обозначать стоимость поездки. в противном случае 1 километр может обойтись в 15-20 евро.


1445_6

Шоппинг в Белграде

Ниже попытаемся рассказать о магазинах, которые могут быть быть интересны путешествующим в Белград. Начнем с гипермаркетов.

Гипермаркеты

Серьезных гипермаркетов в Белграде два:

UŠĆE (Ушче), который находится в Новом Белграде по адресу Бульвар Михаила Пупина (Bulevar Mihajla Pupina), 4

Delta City. Располагается также в Новом Белграде по адресу Улица Юрия Гагарина (Jurija Gagarina), 16

Это такие типичные гипермаркеты с кучей различных магазинов, с ресторанными дворикам. Если нет конкретной цели, а хочется просто побродить-посмотреть-чегонитькупить, то лучше ехать туда. Стоимость такси от центра до Delta City — примерно 600—700 динаров, до UŠĆE чуть меньше.

Торговые центры

Один из самых популярных торговых центров — Београжданка. Находится на улице Краля Милана (высокое темное здание).

Также на улице Кнеза Михаила есть торговый центр Millenium (это почти в самом начале, ближе к Теразие).

Сувениры

Удобнее всего сувениры покупать на улице Кнез Михайлова (Кнез Михаjлова). Это аналог московского Арбата. Сувениров множество. Также сувениров много в той части Калемегдана, которая является продолжением улицы Кнез Михайлова. Есть и шайкачи (национальные мужские головные уборы в Сербии), есть старые югославские динары, попсовый набор в виде турмагнитов, наклеек, фигурок, все там есть и относительно не дорого. Для футбольных и баскетбольных фанатов рекомендуем фанатскую символику команд «Црвена звезда» и «Партизан».

В том месте Калемегдана, которое является прямым продолжением улицы Кнеза Михаила тоже большое количество торговцев.

Если хочется чего-то более-менее стильного, то в Культурном центре Белграда (это начало улицы Кнеза Михаила, ближе к Теразие, с обратной стороны дворца «Албания») есть множество интересных красивых штучек: майки, блокноты, сумки, кружки. Там же есть прекрасный книжный.

Книги

Для книголюбов сообщаем, что хорошие книжные магазины есть на улице Краля Милана между ее пересечениями с улицами Кнеза Милоша и Светозара Марковича. Есть несколько магазинов на бульваре Краля Александра в районе Храма Св. Марка (в том числе и магазинов православной книги). Есть хороший магазин издательства «Новости» на площади Николы Пашича. Есть магазин антикварной книги на улице Кнеза Михаила, примерно в центре в правой стороне, если идти в сторону Калемегдана. Перл программы — книжный развал на площади Студентски Трг, на той его стороне, которая ближе к улице Кнеза Михаила.

Все прочее

Много всевозможных магазинов есть на бульваре Краля Александра, на Теразие и на улице Краля Милана (одежда, спорт).

1446_7

Последствия войны 1999 года в Югославии

Про войну в Югославии в 1999 году мы все помним. Помним, что НАТО достаточно сильно бомбило Югославию, но реальные масштабы бомбежек, думаю, знают немногие. Несмотря на то, что в средствах массовой информации (особенно в западных) декларировалось, что удары наносятся только по военным и промышленным объектам, реально они наносились по всему, что имело или имеет ценность для сербов. Бомбили монастыри, санатории, больницы, учебные заведения. Ниже приведена небольшая сводка потерь с сербской (тогда еще югославской) стороны.

Количество нанесенных воздушных ударов: Приштина — 374, Призрен — 232, Белград — 212, Урошевац — 205, Джаковицу — 190, Кралево — 145, Ужице —145, Нови Сад —114.

Убитых — более 2000, раненых — более 5000.

Ко 2-му июня пострадало более 50 мостов, два нефтеперерабатывающих комбината, 57 % всех нефтехранилищ, 14 крупных промышленных объектов, 9 крупных хабов электроэнергетики. Бомбежки химических объектов стали первым прецедентом в истории. Прежние агрессоры избегали бомбить химические предприятия, так как это могло повлечь неконтролируемые загрязнения почвы, воды и воздуха, которые являются общим достоянием. Министр здравоохранения Республики Сербии Лепосава Миличевич заявляла: «Наши химические заводы не бомбил даже Адольф Гитлер! НАТО же спокойно делает это, уничтожая реки, отравляя воздух, убивая людей, страну. Над нашим народом проводится зверский эксперимент с использованием новейшего оружия».

Также пострадало или разрушено: 32 больницы, 25 учебных заведений (в том числе детских садов). Пострадали курорты, библиотеки, 60 православных и католических храмов и монастырей. Бомбежки православных и католических храмов и монастырей не подлежат объяснению, а любым здравомыслящим человеком могут быть расценены только как надругательство над святынями.

Нанесен огромный ущерб экологии. В настоящее время в местах некоторых бомбежек фиксируется повышенная заболеваемость раком.


Ракетный удар по Китайскому посольству в 1999 году. Еще одна версия

Причина ракетного удара по Китайскому посольству во время войны 1999 года долго оставалась загадкой, да и по сей день никаких четких признаний со стороны НАТО не существует. Есть некоторые независимые расследования различных СМИ. НАТО-вцы долго болтали что-то невразумительное об устаревших картах, о том, что бомбили якобы на посольство, а сербскую интендантскую службу, которая находилась в нескольких сотнях метров, но поверить в это сложно.

По данным газеты датской газеты Politiken со ссылкой на исповедь некоего офицера разведки НАТО, Китайское посольство бомбили абсолютно намеренно, так как на его территории действовал передатчик. Точно такой же передатчик выходил в эфир несколькими днями ранее из резиденции Слободана Милошевича. Есть предположение, что КНР было готово к военному сотрудничеству с Югославией с целью заполучить секреты американских военных технологий, которые достались сербам после падения на их территории американского бомбардировщика F-117 Stealth.

Надо признать, что ракетный удар по посольству американцам влетел в копеечку. Поскольку они до конца разыгрывали «ошибку», то за ошибку эту пришлось извиняться и извиняться не на словах, а на деле в результате чего США выплатило китайской стороне 28 млн. долларов в виде компенсации за ущерб, и гибель 3-х сотрудников посольства, родственникам которых США выплатило компенсацию в сумме 4,5 млн. долларов. Хотя, что эти суммы для американцев.

 

www.beocity.ru





Нравится