Правители Сербии «от » и «до»: часть 4

Продолжение «исторической линии» — хроники сербских правителей. В эту часть списка войдёт и князь Лазарь, сербский святой, известный по Косовской битве, и королевич (краљевич) Марко — неудачливый правитель, зато успешный и уважаемый герой народных песен и преданий — и другие.

Korolevic_MarkoКороль Вукашин Мрнявчевич (1365-1371) — совладарь Стефана Уроша V, короновавший своего сына, королевича Марко как сербского короля (поскольку Урош V был бездетным). Хотя, если посмотреть на политическую карту того времени, то станет ясно, что территория Балканского полуострова на тот момент была разделена на множество владений, и площадь владений Мрнявчевичей была совсем небольшой и находилась на территории Македонии. Опасность нападения турок и разграбления территорий на тот момент всё больше усиливалась. Между тем титул есть титул. Вукашин погиб в битве на реке Марице с турками вместе со всем своим отрядом. Эту битву многие считают стартовой для турков на пути в Европу.

Королевич (позднее — король) Марко Мрнявчевич (1371-1395) — сербские вельможи (великаши) фактически не признавали его власти, Марко владел фактически лишь частью Македонии. Кроме того, после битвы на реке Марице стало ясно, что мощь турецких войск очень велика и представляет серьёзную опасность.

Не будучи сколько-нибудь серьёзным правителем (несмотря на титул), сделал свой выбор, вступив в вассальные отношения с турками (т.е. теперь он стал обязан при любых военных столкновениях принимать их сторону и т.д.). Несмотря на это, территории продолжали «откусывать», и его статус короля можно назвать номинальным, но никак не реальным.

Между тем Марко как вассал оказался очень способным и даже дослужил до статуса визиря. Погиб король Марко в 1395 году, в битве при Ровине, где сражались 40 тысяч турков под предводительством султана Баязета и 10 тысяч валахов (победили последние). Король Марко воевал на стороне турок, как и некоторые другие вассальные правители — фактически на стороне того войска, от которого погиб его отец.

Интересно, что королю Марко приписывается фраза о том, что «завтра предстоит битва, хоть бы я в ней и погиб,» — то есть он внутренне не одобрял действий, в которые был вовлечён. Но никто не знает, насколько это соответствует истине, так как большинство героических песен и сказаний, связанные с его именем, начинаются со слова «говорят».

Несмотря на такое положение вещей (т.е. на то, что он воевал на стороне турков), Королевич (король) Марко прославлен в песнях и преданиях как народный сербский герой, который туркам противостоял). О его подвигах поют не только в Сербии, а, например, и в Болгарии.

Судя по всему, сербам нужен был герой, который бы вдохновил их пережить тяжёлые годы турецкого ига с верой в торжество свободы, в то, что придёт победа и освобождение, что правда и храбрость победят, а то, что в качестве героя выбран именно королевич Марко — парадоксальное стечение обстоятельств.

Вот несколько народных песен о королевиче Марко: «Королевич Марко и бек Костадин», «Королевич Марко и Муса Кеседжия», «Пахота королевича Марко», «Королевич Марко и злодей Богдан», «Королевич Марко и волшебница», «Смерть королевича Марко».

Вот примерное содержание сказания «Пахота королевича Марко»:

Пирует королевич Марко с матерью, и просит его мать: «Перестань воевать, Марко, устала твоя мать стирать кровавые одежды. Возьми плуг, волов, паши землю, сажай пшеницу». Послушался мать королевич Марко, да только пашет он не холмы и долины, а пашет он царские пути-дороги. Навстречу Марко идут турки-янычары, несут 3 сокровища и говорят: не паши дороги, Марко, пусти нас. А он им в ответ: не топчите вспаханное. 3 раза так они говорили, и королевич Марко побил турков-янычаров, чтобы не ходили по его дорогам, отнял 3 сокровища и отнёс их матери: «Вот гляди, что напахал я сегодня».

Судя по всему, следует разделять королевича Марко реального и королевича Марко — литературного героя сказаний.

Князь Лазарь I Хреблянович (1371-1389), впоследствии Св.Великомученик князь Лазарь — правил на территории Рашки. Князь был сыном приближённого царя Душана Сильного: когда Душан был коронован, Лазарю было 17 лет. Человек с государственным мышлением, он принимал активное участие в политической жизни. В жёны он взял Милицу — из рода Неманичей. После смерти царя Душана, а потом и Уроша V, оказался у власти, осознавая необходимость объединения сербских земель.

Имея много женщин в роду, с помощю браков стремился создать мощный семейный союз, который мог бы противостоять всё более усиливавшейся агрессии турков, защитить земли от нападений. Для того, чтобы упрочить свою власть, называет себя князем или господином всех сербов, берёт себе царское имя Стефан — Стефан Лазарь. В соответствии с церковной теорией, именно князя Лазаря поддерживает, как властителя, церковь. В свою очередь, князь Лазарь старается поднять и упрочить авторитет церкви, опираясь на него в деле создания централизованного государства — мощной защиты от турков («Одбрану од тУрака»).

Knez_Lazar1

Князь Лазарь отказался стать турецким вассалом. Расширив свою территорию, князь Лазарь сделал столицей Крушевац. Он победил в 2-х сражениях с турками и был разбит в одной, 3-ей по счёту и решающей — Косовской битве 28 июня 1389 года, на Видовдан.

По легенде, князь был готов к смерти и фактически сам сделал выбор: накануне битвы ему явился ангел и предложил выбрать: 1 — победить в битве и править процветающим государством, которое погибнет вместе со смертью правителя и будет впоследствии забыто или же 2 — проиграть и погибнуть в битве, но сохранить духовную суть народа, чтобы впоследствии, через много лет, через путь мученичества возродить сербское государство.

Князь Лазарь выбрал славную смерть и небесную славу, а не жизнь в земной славе: "уместо царства земаљског одабрао царство небеско". В результате в Косовской битве погибло почти всё сербское войско, голова князя Лазаря была доставлена в ставку турецких войск — и большие потери понесли турки (в частности, был убит и султан Мурад). Эта битва стала началом 5-векового турецкого ига.

Князь Лазарь впоследствии был прославлен как святой, его мощи находятся в монастыре Раваница.

Вот совсем короткий временной промежуток жизни сербского государства, который позволяет отметить, с одной стороны, человека с титулом, но без государственного мышления (королевич Марко), и человека, «сделавшего себя» и имеющего государственное мышление — князя Лазаря. Оба остались в легендах — один в грёзах о победах, второй — в горьких песнях о поражении на поле боя, но возвеличивании духа. Оба сыграли большую роль в сербской культуре, потому им мы решили посвятить целую отдельную часть нашей исторической ленты.

Продолжение >>

Часть 1 >>

Часть 2 >>

Часть 3>>

Источник: 44serbia.ru



Нравится