Лавров: Россия и Сербия могут намного больше ("Вечерње новости", Сербия)

03.11.2011
Министр иностранных дел России эксклюзивно для "Новости" о сотрудничестве между двумя странами, обороне Косова, роли международных миссий, новых инвестициях.

Защищая свою территорию сербам и в дальнейшем следует придерживаться международного права и резолюции ООН 1244, в которой четко написано, что Косово является частью территории Сербии. Это есть и должно оставаться основным документом для сербов. Россия будет и впредь отстаивать свою позицию по Косову и не намерена ее менять. Мы не планируем признавать самопровозглашенное государство Косово. Отношения между Россией и Сербией действительно хороши, но есть еще большие резервы для их улучшения во многих областях.

Таковы основные мысли, высказанные министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в эксклюзивном интервью «Новости».

«Вечерње Новости»: По инициативе России члены Совета Безопасности недавно обсуждали ситуацию на севере Косова. Возможно ли вообще достичь компромисса в решении косовской проблемы, когда Америка защищает исключительно интересы албанцев?

Сергей Лавров : Суть вашего вопроса, возможно ли компромиссное решение проблемы Косова? Не нужно забывать, что резолюция Совета Безопасности ООН 1244 была результатом сложного компромисса. Россия настаивала, чтобы в резолюции были учтены нормы международного права и сложившиеся обстоятельства. Россия также настаивала на территориальной целостности Сербии и необходимости решения спорных вопросов путем диалога и согласия между сторонами в соответствии с принципами ОБСЕ, особенно хельсинкского Заключительного акта. При этом мы исходили из того, что Россия будет поддерживать все меры, которые предпримет Белград в рамках политического решения проблемы на основе резолюции 1244. Как и раньше, мы твердо придерживаемся этой позиции, которая основана на стремлении сделать вклад в укрепление долгосрочной стабильности в балканском регионе. Руководствуясь именно таким подходом, мы поддержали процесс диалога между Белградом и Приштиной. Мы тщательно отслеживаем его развитие. Мы считаем, что переговоры были недавно прерваны из-за дестабилизации обстановки на административной границе между Косовом и остальной частью Сербии.

- Россия ранее уже предупреждала об опасности односторонних шагов Приштины ...

- Мы неоднократно и на разных уровнях заявляли об опасности односторонних действий, цель которых - поставить под контроль Приштины административную границу с Сербией. Мы говорили, что нужно уважать нейтральный статус международных миссий, присутствующих в провинции - Сил для Косово и Миссии ЕС в области верховенства закона. Об этом шла речь и на последнем заседании Совета Безопасности ООН по Косову. К сожалению к нашим предупреждениям не прислушались. Это и привело к взрывоопасной ситуации в регионе. В этих обстоятельствах важно не только сохранить роль ООН и ее Совета Безопасности в переговорном процессе, но и активизировать деятельность Миссии ООН в Косове, которая, в соответствии с резолюцией 1244, обязана в полной мере выполнять свои функции в урегулировании косовского конфликта.

- Будут ли российские и сербские дипломаты и впредь координировать свои действия по Косову?

- Косовский вопрос - приоритетный в повестке дня моих контактов с внешнеполитическим руководством Сербии. В частности, во время 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке я встретился с министром иностранных дел Сербии Вуком Еремичем. В разговорах с сербскими коллегами мы всегда подчеркиваем последовательность нашей поддержки Сербии в косовской проблеме. Мы регулярно поднимаем вопрос о необходимости соблюдать резолюцию 1244 с другими нашими партнерами, включая переговоры в рамках Совета Россия-НАТО, а также в разговорах с США и ЕС.

- Сербы, проживающие в Косове, потеряли доверие к западным странам и большие надежды полагают на Россию. На какую поддержку они могут рассчитывать?

- Что касается решения проблем этой сербской провинции, Россия не изменила свою позицию. Нормализация должна осуществляться в строгом соответствии с резолюцией 1244. Попытки обойти эту резолюцию являются грубым нарушением международного права и могут привести к дестабилизации ситуации на Балканах. Как вы знаете, мы не признаем самопровозглашенную независимость так называемой республики Косово. Принципы международного права и впредь будут основой отношений и намерений России в урегулировании косовской проблемы.

- Как вы оцениваете перспективы расследования дела о торговле человеческими органами в Косове?

- Трудно ожидать примирения и нормализации отношений на Балканах и в Косове в частности без тщательного и беспристрастного расследования дела о незаконной торговли человеческими органами. Виновники должны быть наказаны, какие бы высокие посты они не занимали. Россия не колеблясь поддержала предложение Сербии о том, чтобы Совет Безопасности установил специальный механизм международного расследования. Мы намерены и впредь оказывать поддержку в разработке соответствующих инициатив, а также внимательно следить за тем, чтобы принятые решения осуществлялись своевременно и безоговорочно.

- Белградские газеты написали, что текст соглашения о стратегическом партнерстве между Россией и Сербией уже готов. Будет ли оно аналогично соглашениям с другими странами, или оно будет в чем-то специфичным?

- Наше сотрудничество с каждой из стран имеет свои особенности, которые, естественно, отражаются в подписанных соглашениях. Русско-сербские отношения находятся на высоком уровне. Мы стремимся к тому, чтобы наше партнерство соответствовало современной действительности, чтобы оно основывалось на взаимном доверии, понимании и уважении интересов народов двух стран и взаимной поддержке, независимо от политической конъюнктуры. Мы исходим из твердого желания руководства наших стран развивать сотрудничество на этих принципах. Правовая форма, которой будет скреплено это сотрудничество - вопрос второстепенный.

- Руководство России и Сербии высоко оценивает политические отношения наших стран. В каких еще сферах, по вашему мнению, Россия и Сербия могут улучшить отношения?

- Действительно, Россия и Сербия были, остаются, и, я убежден, всегда будут близкими друг к другу странами. Наши народы объединяют многовековые исторические, культурные и духовные связи. Это прочная основа для выстраивания стабильных взаимоотношений. Что касается текущей ситуации, высокой оценки заслуживает не только политический диалог, но и наше экономическое и гуманитарное сотрудничество. Уже реализуется ряд крупных совместных проектов в сфере энергетики, активно развивается инвестиционное сотрудничество, есть хорошие планы взаимного сотрудничества в области транспорта и инфраструктуры, сельского хозяйства, растет товарообмен.

- Вы считаете, что между нашими странами и возможные новые формы сотрудничества?

- Если внимательно проанализировать существующий потенциал русско-сербских отношений, можно сделать вывод, что даже нынешний относительно высокий уровень сотрудничества соответствует потребностям и возможностям двух стран. Существуют резервы для усовершенствования, поиска новых форм сотрудничества. Экономические аспекты нашего обмена были глубоко проанализированы на недавней очередной сессии Межправительственного комитета по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в Белграде. Особенно хотелось бы выделить совместный проект по созданию регионального центра экстренной гуманитарной помощи в Нише. Эта инициатива на самом деле открыта и к ней могут присоединиться другие страны региона.

- Власти Румынии договорились с Вашингтоном о "гостеприимстве" для элементов противоракетной обороны, что вызвало озабоченность в Сербии.

- К сожалению я вынужден сказать, что договоренность между Вашингтоном и Бухарестом о развертывании в Румынии базы ракето-перехватчика глобальной американской системы ПРО - только одно звено в цепи событий последних двух месяцев, которые подтверждают стремление США ускорить осуществление своих противоракетных планов, несмотря на обеспокоенность России, о которой мы неоднократно заявляли. Аналогичные договоры о развертывании компонентов и инфраструктуры ПРО американцы также достигли с Турцией, Польшей, Испанией. При чем, по-видимому, это не окончательный список стран. Все это происходит, когда переговоры России с Вашингтоном и Североатлантическим альянсом по принципиальному для нас вопросу зашли в тупик. Для нас принципиально, что бы были даны гарантии в юридически обязывающей форме о том, что американские и натовские ПРО не будут направлены против России. Мы требуем определить точные критерии, которые показывают, что их ПРО не направлена против нас.

- Каким будет ответ России, если соглашения не будет?

- Мы готовы продолжить противоракетные переговоры и с США, и с НАТО. Но все же, если наши партнеры будут продолжать игнорировать нашу позицию, мы будем вынуждены защитить свои собственные интересы в области безопасности другими методами. Возможно потребуются конкретные, я хотел бы подчеркнуть, вынужденные меры, то есть ответ военно-технического характера. Скажу откровенно: нам не хотелось бы такого развития событий.




Нравится