Российские саперы завершили разминирование территории в районе сербского города Парачин, рядом с которым пройдет ветка газопровода «Южный поток».

18.11.2011
За время работы — с 2009 года — российские специалисты нашли 1626 взрывоопасных предметов, в том числе, противопехотные и минометные мины, артиллерийские снаряды и авиационные бомбы.

Начальник пиротехнического отряда 179 центра МЧС России показывает на экране ноутбука район проведения работ: «Вот как раз показана территория, где мы проводили работы. Очень сильная загрязненность была, много копать приходиться: на 1-2 шага — 3-4 копки».

Это была их последняя – крайняя — командировка в Сербию. Саперы 179 центра МЧС России выполняли там гуманитарное разминирование. Работали они в районе города Парачин, рядом с которым пройдет ветка газопровода «Южный поток». В этой земле боеприпасы остались от разных войн, начиная с Первой мировой и заканчивая 1999 годом, когда силы НАТО подвергли Сербию бомбардировкам. В тяжелых бронежилетах, под палящим солнцем, российские саперы сантиметр за сантиметром обследовали 20 гектаров земли. На этой площади они обезвредили 400 взрывоопасных предметов.

Осенью в Подмосковье эти же саперы побили все рекорды, найдя в земле старый армейский склад времен войны. Начальник 179 Спасательного центра МЧС России Виктор Яцуценко рассказал: «В октябре саперы 179 центра уничтожили более 12 тысяч боеприпасов. Чаще всего они попадаются в тех районах, где велись боевые действия. Прямо за моей спиной находится суточная оперативная информация обо всех чрезвычайных ситуациях, которые произошли на территорий РФ. В том числе, там есть цифра: уничтожено за сутки 17 взрывоопасных предметов».

Чаще всего информация о взрывоопасных находках поступает в МЧС России от строителей, роющих котлован, и дачников, которые, выкапывая урожай, натыкаются на проржавевшие мины и авиабомбы.

Когда нет экстренного вызова, отряд пиротехников отправляется на полигон, чтобы там отрабатывать свои действия до автоматизма. Специальная экипировка сапера весит 16 килограммов: высокий воротник из кевлара, который в пять раз прочнее стали, наколенники и дополнительный бронежилет немного сковывают движения. «Жить захотите — все будет удобно. От осколков артиллерийского снаряда защищает», — рассказал один из взрывотехников.

В этой профессии начальник пиротехнического отряда Андрей Ерошов 13 лет, и каждый день за него переживают жена и двое детей. «Каждый выбирает работу по душе, и я выбрал эту работу потому, что она мне нравиться. Жене приходиться мириться. Сначала, были какие-то проблемы, но сейчас все встало на свои места. Все ведь от профессионализма зависит. Если человек разбирается, если знает, куда он может подойти, а куда нельзя, то проблем не должно быть никаких», — уверен он.

Чтобы не было проблем при работе с радиоуправляемым фугасом, с помощью специального чемоданчика саперы заглушают в оцепленной зоне радиоволны. Далее в работу вступает тандем кинолога и собаки. Пес Агат — участник гуманитарных миссий МЧС — быстрее миноискателя находит под землей взрывчатку. Это результат долгих тренировок, точнее, игры. Железо не пахнет — пахнет взрывчатое вещество. Все взрывчатые вещества обладают специфическими запахами, и приблизительно они все похожи. Эти запахи и сопоставляются с тем, что приятно собаке. Некоторые из них работают ради игры или игрушки, некоторые собаки работают, чтобы получить лакомство

Тонким щупом, потом саперной лопаткой, а затем рукой сапер находит и откапывает боезаряд. После этого наступает работа для того, кто будет извлекать фугас. Закрываясь мобильным бронированным щитом, держа наготове механическую руку, он словно рыцарь с копьем подходит к бомбе и перемещает ее в специальный бронированный бак. Теперь даже в случае, если она взорвется, никаких последствий не будет.

Саперная машина рыхлит почву цепями лучше любого плуга, но это не простой, а «минный» трактор — уникальная машина широкополосного разминирования. Управлять ей не столько сложно — все буквально напичкано электроникой, — сколько страшно. Ведь она выходит на минное поле и буквально собой подрывает заряды. Но водитель-пиротехник Антон Крупин уже не первый год за рулем этой машины, так что он и чувствует себя в бронированной кабине спокойно. «Есть мины выпрыгивающего действия, так их осколки поражающие летят в кабину. Но решетка и бронированные стекла защищают», — рассказал он.

В одной из командировок в Чеченскую Республику машина разминирования подорвалась на противотанковой мине. Экипаж не пострадал. Минный тральщик восстановили, и теперь он снова на ходу.




Нравится