Новый президент Сербии поддерживает Путина, выступает против НАТО и независимости Косова

07.06.2012
20-го мая Томислав Николич (Tomislav Nikolic) был избран новым президентом Сербии во втором туре голосования, победив нынешнего президента Бориса Тадича (Boris Tadic). Тадича, стремившегося остаться на посту на третий срок, и его Демократическую партию называют жертвами популистской оппозиции жестким кризисным мерам Европейского Союза. Николич, кандидат от Сербской прогрессивной партии, призывает Сербию присоединиться к ЕС, но выступает за экономическое сотрудничество с Россией, а не с Западной Европой. Тадич теперь претендует на пост премьер-министра.

Победивший на выборах Николич посетил Москву 26 мая, перед своей инаугурацией, для переговоров с Владимиром Путиным. Находясь в Москве, Николич сделал несколько комментариев, которые должны были многое прояснить для еврократов и прочих заинтересованных лиц. Для Николича и его партии националистические обиды важнее вопросов инвестиций. Он объявил, что кроме торгового сотрудничества с Москвой Сербия займет «нейтральную» позицию и не будет подавать заявку на вступление в НАТО.

Новый сербский президент также заявил в Москве, что не будет «торговаться» позицией о принадлежности Косова Сербии в обмен на вступление в ЕС. Он добавил, что Сербия может признать самопровозглашенные республики Абхазию и Южную Осетию, которые были оккупированы российскими силами в августе 2008 в ходе войны с Грузией, как независимые страны, в ответ на международную поддержку независимости Косова. Республика Косово провозгласила независимость в 2008 году, и этот статус был признан 91 страной, включая США, но не Сербией.

Николич работал при диктаторе Слободане Милошевиче (Slobodan Milosevic), когда в 1999 году в ходе интервенции НАТО Косово было освобождено от белградской власти. Но во время предвыборной кампании он получил много лестных отзывов в западных СМИ. Они описывали его как политика, который хоть ранее и ассоциировался с экстремистской сербской идеологией, сумел отойти от своего прошлого. Считалось, что «новый Николич» своей главной целью называл вступление в ЕС. Тем не менее, европейские чиновники неоднократно заявляли, что вступление в ЕС должно основываться на нормализации дипломатических отношений между Сербией и Косово.

Вернувшись в Белград, Николич ушел с поста председателя партии, а 31 мая состоялась его инаугурация. Но усиливается ощущение, что под его политическим «костюмом» скрывается столь же сильный фанатизм, не утихший со времен балканской войны 1990-х годов. Он говорил, что его задача заключается в том, чтобы сделать Сербию равноправным членом ЕС, при этом не уступая в косовском вопросе. Во время первой недели на посту президента он заявил государственному телеканалу Черногории, что массовая бойня восьми тысяч боснийских мусульманских мужчин и мальчиков под Сребреницей в 1995 году, которая повлекла за собой действия НАТО и США по прекращению боснийской войны, геноцидом не была.

В мае в ходе кампании между первым и вторым туром голосования Николич дал интервью влиятельной ежедневной газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. Он выступил с защитой захвата Сербией в 1991 году хорватского Вуковара – города с изобилием построек в стиле барокко, расположенного на границе между двумя странами. Во время штурма Вуковара большая часть города пострадала, а многие мирные граждане, включая пациентов местной больницы, были убиты нерегулярными войсками Сербии. Согласно Николичу, Вуковар был «сербским городом», возвращаться в который причины у хорватов не было.

Ничто из этого не должно удивлять, учитывая прошлое Николича. С момента распада бывшей Югославии до основания «проевропейской» Сербской прогрессивной партии Николич был известным последователем Воислава Шешеля (Vojislav Seselj), главы Сербской радикальной партии и самого необузданного инициатора и организатора этнического насилия в окружении Милошевича.

Шешель находится в Международном трибунале в Гааге по обвинению в преступлениях против человечества и военных преступлениях. В 2003 году Шешель самолично сдался трибуналу ООН, и тогда партию возглавил Николич. Помимо работы с Милошевичем и Шешелем во времена жесточайшего насилия, Николич три раза участвовал в президентских выборах в бывшей Югославии и Сербии в качестве кандидата, придерживающегося самой жесткой линии.

Победа досталась Николичу в тяжелый для Косово и региона период. Регион Косово, находящися к северу от разделенного шахтерского города Митровица, когда-то был населен албанцами, сербами, славянскими мусульманами и другими, но с 1999 года стал привлекать сербских националистов. Некоторые их них живут в Косово, другие пересекают необозначенную и не особо охраняемую границу с Сербией. Сербы продолжают свою кампанию по выдворению албанских жителей из северного анклава и стараются предотвратить переход контроля над границей к правительству этнических албанцев в Приштине, столице Косова.

Сербы поддерживают «параллельные структуры» в Северном Косово, включая отдельное правительство и полицию, бросая вызов международной администрации страны, которая называет себя Миссией Европейского союза в области верховенства закона (EULEX). Путинская Россия предоставляет сербам помощь в этом регионе при помощи регулярных автоколонн, в то время как сербские боевики блокируют передвижение и торговлю с остальной частью Косова. Войска НАТО закрыли границу между Сербией и Косово в 2008 году после того, как сербы устроили беспорядки против независимости Косова и сожгли таможенные и миграционные посты в двух деревнях, Ярине и Брняке, что на севере и западе от Митровицы.

В июле 2010 года власти Косово попытались восстановить таможню и миграционный пост в этих поселениях. Албанец косовского происхождения Энвер Зимбери (Enver Zymberi), охранявший границу, был убит, а еще пять человек получили ранения различной степени тяжести. Пункт пропуска в Ярине был снова сожжен сербами. Сербские и косовские СМИ схожим образом сообщили о том, что чиновники EULEX, назначенные руководить в Ярине, сбежали как только увидели приближающихся мужчин в масках. Пограничный пост в Ярине был взят под контроль силами КФОР НАТО, которыми руководили американские военные. В достаточно умеренной ежедневной газете Приштины Express Zeri (Voice) было написано, что «спасение приходит от американцев».

За последний год контроль над границей между Косово и Сербией ослаб, а ЕULEX и KFOR пытаются сохранять официальное присутствие в Косово. Баррикадируя дороги и нападая на КПП, сербы также использовали непатрулируемые дороги для того, чтобы поддерживать свои «параллельные структуры». В сентябре 2011 года было совершено нападение на восемь американцев и одного немца, когда их машина сломалась на одной из таких дорог.

Северное Косово продолжает оставаться нестабильным. В апреле 2012 года бомба, заложенная у жилого дома в Митровице, убила 38-летнего косовского албанца Селвера Харадиная (Selver Haradinaj) и нанесла ранения его жене и четырем детям. Первого июня, в то время как Николич уже находился на посту президента Сербии и делал все более агрессивные заявления по поводу нормализации отношений между Сербией и Косово, операция солдат НАТО по уничтожению сербских баррикад в Звечане в Северном Косово привела к столкновению, в котором сербы стреляли по войскам КФОР. Те отвечали резиновыми пулями, слезоточивым газом и водометами.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) назвал действия КФОР самозащитой.

Источник: www.inosmi.ru



Нравится