Белград повернулся к Брюсселю боком

02.08.2012
Сербия, хотя и продолжит сотрудничать с НАТО, но никогда не станет членом ни одного военного союза, в который раз заявляют в Белграде. "Политика нашей страны абсолютно ясна, и ни я, ни кто-либо другой не вправе менять ее", — сказал во вторник новый министр обороны и безопасности республики Александар Вучич.

Действительно, проводимый сербскими политиками политический курс определился уже давно, еще при предыдущем президенте Борисе Тадиче, который шел на бесконечные уступки Западу, обращая мало внимания на интересы и настроения собственного народа.

И двадцать предыдущих лет в истории страны, пар от котла ее политического и экономического локомотива, образно выражаясь, "уходил в гудок", что, кстати, отчасти объясняет, почему Тадич проиграл последние президентские выборы: при явке избирателей в 46%, люди пришли голосовать не за реформаторов разных видов.

Но все равно, избранному президенту Томиславу Николичу и новому сербскому правительству остались в наследство парализованная экономика и высокий уровень послушания в отношении требований Запада. Зато граждане уже давно настроены на то, чтобы видеть свою страну в Евросоюзе. Этим отчасти можно объяснить фразу Вучича относительно того, что никто не вправе менять политический вектор государства.

Западным политикам, заинтересованным в ослаблении Сербии, удалось провести большую работу, убрав с политической арены сильных харизматичных лидеров и заменив их достаточно бледными политическими фигурами. Очевидно, что Николич останется так же зависим от Брюсселя, как и Тадич. Поэтому и радикальных перемен в сербской политике ожидать не приходится.

Сербы не откажутся от движения в сторону Евросоюза. Другое дело, что Николичу сейчас придется балансировать между Востоком и Западом: двигаясь в сторону России, сохранять курс на евроинтеграцию. Отметим, что сразу же после избрания на пост президента, но до вступления в должность, Николич нанес визит российскому лидеру Владимиру Путину, которому пообещал "возглавлять Сербию таким образом, чтобы это соответствовало интересам и Сербии, и России". Тогда же Николич обнадежил своего российского коллегу заявлением о том, что его страна, имеющая обязательство военного нейтралитета, "не будет в НАТО".

Однако не стоит забывать, что обещания в политике – штука ненадежная. Тем более что после вступления в должность Николич отправится в первый зарубежный визит в Брюссель, премьер-министр Ивица Дачич летал в Германию, а Вучич посетил Вашингтон. В западных столицах представители новой сербской власти заверяли, что для Сербии членство в ЕС остается стратегической целью.

В Белграде декларируют стратегическое партнерство с Россией, которая "остается важным партнером и другом Сербии, помогающим сохранить стране территориальную целостность", однако хотели бы также развивать и углублять связи с США.

Как известно, невозможно танцевать на двух свадьбах одновременно. Поэтому, рано или поздно, официальному Белграду придется выбирать между "свадьбами". Хотя, выбор уже сделан. Из внешнеполитических выступлений Николича и Дачича видно, что не произошло никакого поворота.

Но у новой сербской власти нет альтернативы. Как отмечает руководитель центра по изучению современного Балканского кризиса Елена Гуськова, "если Западу не понравится, что делает Николич, они обвинят его и его партию в национализме и найдут рычаги для перемен на политической сцене Сербии". По словам эксперта, в первых реакциях на формирование сербского правительства немецкие газеты уже написали, что речь идет о старых силах, которые 20 лет назад поддерживали националистическую политику Милошевича. Недвусмысленно о великосербском национализме Николича высказывался, теперь уже оппозиционер, Тадич.

Что же касается заявлений о том, что Сербия не присоединится ни к одному военному альянсу, имея в виду НАТО, то их также стоит воспринимать скептически. В принципе, этого от Белграда пока никто и не требует. По мнению Елены Гуськовой, "этот вопрос для НАТО не очень актуален на сегодняшний момент".

"Альянс и так обладает всем на территории Сербии, которая достаточно активно участвует в программе "Партнерство ради мира". Но у Европы и США столько сложных и еще нерешенных проблем, что вопрос членства они отодвигают на задний план, хотя предыдущее правительство и бывший министр обороны уже заложили фундамент будущих отношений Сербии с НАТО. Уже началось реформирование вооруженных сил, перевооружение армии по стандартам НАТО, заключены различные договоры, так что вопрос формального вступления в члены альянса не является принципиальным, отношения то будут продолжаться", — отмечает специалист.

Очевидно, что состояние вооруженных сил и отношения с НАТО станут серьезными проблемами, с которыми столкнется новая сербская власть. Но об этом официальный Белград пока предпочитает молчать.

Дмитрий Пановкин

Источник: www.rosbalt.ru



Нравится