Вместо НАТО – нейтралитет

24.09.2012

«Круглые столы» с участием авторитетных экспертов давно стали одним из главных направлений в деятельности Фонда исторической перспективы. Основательная подготовка к ним длится порой месяцами.

Виктор Колбановский, помощник вице-председателя Государственной Думы РФ С.В. Железняка, например, работу над докладом об экономических отношениях России и Черногории как основы стратегического партнерства начал еще в 2010 году. По сути, это комплексная программа совместного развития экономики этой небольшой балканской республики. Сегодня она находится в состоянии глубокого кризиса. Общий государственный долг Черногории приближается к 60% ВВП. Таков результат деятельности нынешней власти, которой, как отметил депутат парламента Черногории Горан Данилович, оппозиция бросает вызов.

На «круглом столе» он, как и другие члены небольшой делегации, представлял именно оппозицию – Демократический фронт Черногории, в котором объединились разные партии и общественные организации. Заместитель председателя партии «Новая сербская демократия» и член президиума Демфронта Г. Данилович назвал это оппозиционное объединение самой мощной политической силой страны. Очень хотелось бы в это верить. Как и в то, что именно эта сила победит 14 октября на парламентских, а потом и на президентских выборах.

Черногория давно и прочно заняла свое место в наших сердцах. Нам совсем не безразличны судьбы братьев во Христе.

Многие из присутствовавших на мероприятии россиян свободно владеют сербским языком. Гости в переводчике тоже особо не нуждались. Они с удовольствием пытались говорить на русском и отмечали, как тепло принимают их в Москве. И, тем не менее, меня не покидал вопрос: почему в заседании «круглого стола» принимают участие черногорские оппозиционеры, а не представители власти?

Сегодня предсказать итоги выборов совершенно невозможно. Председатель Матицы Сербской в Черногории (литературно-научное и культурно-просветительское общество) Владимир Божович заметил, что на данный момент электорат разделился примерно пополам. И на мой вопрос о реакции «дома» на визит в Москву, ответил: предсказуемо. По его мнению, оппозиции это вряд ли добавит симпатий. Какой, казалось бы, для нас смысл в этой встрече?

Все сомнения сняла одна фраза из выступления президента Фонда исторической перспективы, доктора исторических наук Наталии Нарочницкой: «Если Черногория хочет идти в так называемую Европу, то пусть она идет туда не как бесприданница, иначе станет маленьким стендом в этнографическом музее Европы, а пусть идет туда как представитель великого византийского наследия, которое имеет Вселенский характер».

Речь, таким образом, не идет о перспективах отдельных политиков. Речь идет – о будущем братского народа.

Но как бы высоки ни были цели, без хлеба насущного не обойтись. Хотелось бы, чтобы века испытаний и страданий наших народов конвертировались в политический диалог, в новые политические и экономические отношения, подчеркнула кандидат исторических наук Елена Бондарева. В свою очередь, Горан Данилович отметил, что власть недальновидно отказалась от строительства ответвления газопровода «Южный поток». Вместе с тем, говорил он, инвестиции в экономику Черногории многие рассматривают как долг России. Власть спекулирует на этой теме, при этом широко разрекламированная в свое время программа газификации страны практически завалена, не реализованы многие российско-черногорские проекты.

За последние годы Черногория выплатила за импортируемую электроэнергию 1 млрд. долларов США. На эти деньги, говорил Виктор Колбановский, можно было построить два энергоблока, каждый мощностью по 300 мегаватт. Черногория вполне может стать экспортером электроэнергии в соседние страны, даже в такие высокоразвитые, но энергодефицитные, как Германия и Италия. Однако уже лет 10 движения вперед почти нет, хотя количество российских туристов только за 2012 год уже превысило количество туристов из соседней Сербии. И такая тенденция сохраняется уже много лет, что является важнейшим источником наполнения государственного бюджета.

Сегодня Россия предлагает свое участие в газификации Черногории. Данные для обоснования этого проекта чрезвычайной сложности из-за преимущественно горной местности обрабатывались в течение 10 лет. Предлагается также создание индустриального кластера по производству бокситов и глинозема, развитие т.н. малой энергетики, причем, экологически чистой. Реальна также модернизация транспортного пути через Белград, черногорский порт Бар, Суэцкий канал, далее – на Пакистан. Акцент делается на проекты, требующие больших капиталовложений. В общем, планы грандиозные, рассчитанные на длительную перспективу сотрудничества. И в программе визита черногорцев встречи в таких крупных компаниях, как «Газпром», «Интер РАО Экспорт», «Тяжмаш», в Россотрудничестве, в администрации президента, Госдуме и Совете Федерации. И все было бы хорошо, если бы не одно но.

Вопреки мнению большинства населения, нынешняя власть настойчиво ведет страну в НАТО, лукаво увязывая членство Черногории в альянсе с якобы гарантированным подъемом экономики.

Оппозиция настаивает на проведении всеобщего референдума, власть пытается протянуть решение о вступлении в альянс через парламент.

Ситуация до боли знакомая. Подобная картина наблюдалась еще два с небольшим года тому назад, к примеру, на Украине. Декларируя многовекторность во внешней политике, «оранжевые» тогда фактически свели все только к западному направлению. В стране возобладал лозунг «Через НАТО – в ЕС», хотя от 60 до 70% населения выступало против НАТО, но не против Евросоюза. При этом Россия была исключена из числа главных партнеров Украины на международной арене. В итоге такой политики экономика страны оказалась на грани коллапса, а Украина не стала ни членом НАТО, ни ЕС. Сладкие посулы евроатлантических эмиссаров оказались в действительности пустышкой.

Увы, Черногория во многом повторяет украинские ошибки. Ключевой для ее единства тоже стала проблема вступления в НАТО. И разделяющую общество линию точно так же определяет отношение к России. А русофобские тенденции, говорил Владимир Божович, усиливаются. Если на улице два человека заведут разговор о политике, отмечал он, то один из них будет за Россию, а второй – за НАТО. Последние 15 лет Запад старательно работает над изменением идентификационного кода черногорцев. В навязанной стране массовой культуре преобладает Голливуд. Фальсифицируется история. Более того, власть намеревается реформировать православную церковь, чтобы подчинить ее своим интересам, хорошо понимая, что именно православие является той основной, на которой зиждется наше общее духовное пространство.

Оптимальным решением злободневных проблем представители черногорской оппозиции видят в движении к обретению статуса государства постоянного нейтралитета (по типу Швейцарии) и, может быть, даже – члена Движения неприсоединения, одним из инициаторов создания которого была в свое время Югославия. Одновременно по вопросу вступления страны в Евросоюз позиции власти и их оппонентов совпадают: и те, и другие выступают за скорейшую евроинтеграцию.

Генеральный директор Фонда исторической перспективы Владимир Романов в своем выступлении особо подчеркнул, что движение Черногории в сторону Евросоюза вовсе не противоречит дальнейшему сближению с Россией.

По его мнению, при оптимальном сочетании эти два фактора в условиях мирового кризиса могут сыграть положительную роль в успешном развитии Черногории. Но занять достойное место в современном мире она сможет, если станет и нейтральной, и не присоединится ни к какому военно-политическому блоку. Главный редактор сайта «Инфорс» Гойко Раичевич дополнил этот тезис таким примером. По инициативе оппозиционных сил в стране ширится кампания под названием «АнтиНАТО». В памяти народа еще свежи, как сказал он, зверские бомбардировки Югославии натовской авиацией 1990-х годов. Люди понимают, что вступление в Североатлантический альянс означает, по сути, проявление открытой враждебности к России. На что, собственно, нацелена вся идеологическая машина Запада.

Более того, добавил Горан Данилович, бремя расходов, необходимых для стандартизации армии по натовским образцам, альянс пытается возложить на Черногорию. Это сделает невозможным повышение пенсий военнослужащим, положение которых сейчас просто нищенское. При этом НАТО не дает Черногории никаких гарантий повышения безопасности ни в настоящее время, ни в будущем, особенно - в плане предотвращения террористических угроз.

Членство в НАТО требует расходовать на оборону сумму в размере 2% ВВП, отметила Елена Бондарева. Таким образом, вхождение в альянс опрокинет экономику страны. Кроме того, такое вхождение предполагает потерю большей части суверенитета. Чем, вообще, интересна Черногория для НАТО? Исключительно своим стратегическим положением. Логично предположить, что в дальнейшем Черногория будет превращена в эдакий морской Бондстил (военная база США в Косово. – В.П.) и лишится своего значения как морская держава, подчеркнула Е. Бондарева.

Находясь на перекрестке трех империй – Италии, Турции и России - Черногория сохранилась как суверенное государство благодаря тому, что проводила политику нейтралитета.

Если это и не было де-юре, то было де-факто. Даже те страны, которые не вошли в НАТО, но активно сотрудничают с ней, сталкиваются с очень серьезными политическими рисками. Пример – Киргизия, где расположена военная база США, имеющая большое значение для материально-технического обеспечения натовских войск и их союзников в Афганистане. Пользуясь присутствием здесь сил НАТО, пусть и сравнительно небольших, альянс пытается влиять на руководство страны. Политические процессы в Черногории вполне могут развиваться по сценарию Сербии и Косово. Вхождение в НАТО, разумеется, омрачит российско-черногорские отношения. В конечном итоге, по словам Елены Бондаревой, Черногория может быть принесена в жертву большим странам.

Соотношение сил в Европе всегда было связано с переформатированием Балкан, говорила Наталия Нарочницкая. Турки проникли в Европу благодаря победе на Косовском поле (1389 год. – В.П.). Англосаксы всегда внимательно следили за этими процессами, стараясь не допустить балканского присутствия русских. Такова многовековая политическая реальность. И судьба Балкан никогда не решалась самими балканскими народами, а решалась она сильными державами. Многие эксперты, отметила Н. Нарочницкая, предвещают начало краха Европы, и стремиться быть участником «этой Европы не так уж прагматично». Статус нейтрального государства позволит сохранить идентичность черногорского народа. В условиях, когда начался духовный процесс, где рушатся все нравственные ценности, теплохладности Запада должна быть какая-то альтернатива. Эта та область, «где даже маленькая страна может быть равновеликим игроком в мировой истории». Для этого не нужны цифры ВВП.

Все эксперты сходятся в том, говорила далее Наталия Нарочницкая, что Америка тоже вступила на путь заката. В будущем веке сложится другое соотношение сил. Нам надо правильно понять это. Цель одна – сохранить себя в мировой истории. «И на этом поприще мы можем прекрасно сотрудничать». Мы начали осознавать, что в Европе нет ни одной точки, которая не имеет значения. Нельзя допустить, чтобы балканские народы с их культурой пропали. «Господь нам этого не простит, - сказала Наталия Нарочницкая, обращаясь ко всем присутствующим. - Все мы – Третий Рим, а Четвертому не бывать!»

Вывод прост: именно в этом, прежде всего, и заключается высокий смысл тесного сотрудничества России и Черногории.

Источник: srpska.ru



Нравится