Вашингтон и Брюссель давят на Белград

01.11.2012

Главы дипломатических ведомств США и Евросоюза Хиллари Клинтон и Кэтрин Эштон совершают балканское турне, посвященное перспективам евроинтеграции республик экс-Югославии. От Сербии они требуют отказаться от контроля над своим анклавом на севере Косово в обмен на перспективу присоединения к ЕС.

Поездка руководительниц сразу двух западных внешнеполитических ведомств по бывшей Югославии – событие примечательное и беспрецедентное. США и Евросоюз призвали балканские государства продолжать реформы и преодолеть политические разногласия, которые якобы мешают их интеграции в общеевропейскую семью. Турне госсекретаря Хиллари Клинтон и высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон началось с Боснии и Герцеговины (БиГ).

Наблюдатели в Сараево отметили, что этот визит подтверждает озабоченность Запада политической напряженностью в БиГ, где и через два года после всеобщих выборов не удается создать стабильные центральные органы власти.

На переговорах с руководством БиГ Клинтон заявила, что США будут поддерживать стремление Сараево вступить в Евросоюз. При этом она осудила националистическую риторику и призывы к дезинтеграции страны, звучащие через 17 лет после окончания боснийской войны 1992–1995 годов. А также подвергла критике руководство Республики Сербской за сепаратистские тенденции.

Кроме того, Клинтон пообещала посодействовать присоединению БиГ к Плану действий по подготовке к членству в НАТО в декабре, если страна выполнит необходимые требования.

В свою очередь, Эштон подтвердила, что «будущее Боснии и Герцеговины – в Евросоюзе». Однако напомнила, что ускорение процесса евроинтеграции предполагает внесение изменений в Конституцию в соответствии с требованием Европейского суда по правам человека, о чем пока не могут договориться боснийские лидеры, выражающие интересы трех народов – боснийских мусульман, сербов и хорватов.

Другое важное требование – создание эффективного координационного механизма, который позволит БиГ говорить единым голосом. Лишь после выполнения этих условий сможет вступить в силу Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое откроет БиГ путь к подаче официальной заявки на присоединение к ЕС. Пока же она фигурирует в списке потенциальных кандидатов, причем сильно отстает от прочих претендентов.

В Белграде Клинтон и Эштон заявили лидерам Сербии, что вступление этой страны в ЕС напрямую зависит от нормализации отношений с Приштиной. Тогда как Белград продолжает отказываться признать суверенитет Косово, в одностороннем порядке провозгласившего независимость от Сербии в 2008 году.

Признание Сербией независимости Косово не является одним из условий диалога Белграда с Приштиной под эгидой ЕС, и, как отметила Клинтон, в Вашингтоне понимают всю сложность этого вопроса. «Косово – независимая страна. Границы Европы не будут меняться. Однако, действуя сообща в интересах своих народов, Сербия и Косово могут многого достичь. Я понимаю, что это трудно, но это неразрывно связано с интересами народа Сербии», – сказала госсекретарь.

По завершении переговоров премьер-министр Сербии Ивица Дачич сообщил, что ни Эштон, ни Клинтон не стали предъявлять какие-либо ультиматумы по поводу реформы судебной системы в Сербии или улучшения отношений с Косово. По его словам, никто не заставляет Сербию делать то, что она не может сделать, в частности, признать независимость Косово. Вместе с тем Дачич признал, что отношения между Сербией и Косово улучшаются. «Я предлагаю обсуждать не только политические темы с Приштиной, – сказал премьер. – Давайте посмотрим, можем ли мы совместно построить автомагистраль, железную дорогу, проложить газопровод, участвовать в энергетических проектах, конечно, на средства фондов Евросоюза».

В беседе с «НГ» руководитель Центра этнополитических конфликтов Института Европы РАН Павел Кандель отметил, что официальная позиция властей в Белграде формулируется так: и Евросоюз, и Косово. Причем ЕС явно фигурирует на первом месте.

«Если говорить о степени рациональности такой политики, то она была мертворожденной с самого начала: Сербию не примут в Евросоюз, пока не будет закрыт вопрос с Косово, – пояснил Кандель. – Максимум, что могут отстоять власти в Белграде, чтобы сохранить лицо, это то, что они не будут признавать независимость Косово. Но США и ЕС сейчас этого и не требуют. Им нужно другое. Во-первых, нормализация отношений, то есть фактическое признание независимости Косово. А во-вторых, отказ Белграда от севера Косово, который Приштине не подконтролен. Это означает упразднение так называемых параллельных структур, в том числе подразделений безопасности на севере края».

По мнению эксперта, в косовском вопросе сербские власти сдают одну позицию за другой. Судя по всему, они и на этот раз пошли на очередные уступки. «Но на какие именно, станет видно по тому, как будет развиваться в дальнейшем так называемый сербско-албанский диалог», – заключил Кандель.

Источник: ng.ru



Нравится