Сербия на востоке западе

02.12.2012
Однодневный рабочий визит вице-премьера России Дмитрия Рогозина в Белград, судя по всему, до конца года будет визитом самого высокого ранга из России, и это многое говорит об отношениях между Сербией и Россией. Комментарий Анджелки Марисавлевич.

 

Вопреки приглашению которое президент Томислав Николич лично направил президенту Владимиру Путину принять участие в декабре на церемонии начала строительства газопровода "Южный поток", - этот визит не состоится. Дмитрий Рогозин, опытный военный дипломат, недавний посол России в НАТО, это косвенно подтвердил вдохновляющим посланием, казалось бы, от самого президента России, "Россия с вами, Путин с вами". В последнее время в коммуникации между сербскими, и российскими официальными лицами, принят этот эмоциональный стиль. Мы говорим о любви, дружбе, братстве, как и Рогозин. За этим первым слоем, тем не менее, скрываются более глубокие послания, ничуть не сентиментальные. Все российские официальные лица, в том числе сам президент Путин, ясно заявляют, что Сербии не место в НАТО, что она должна сделать конкретный шаг, чтобы это показать.

Основными достижениями визита Рогозина является обещание, что Сербия, наряду с наблюдателями, которые она имеет в парламентской ассамблее НАТО, вскоре получит статус наблюдателя в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в котором лидирует Россия. Это военно-политический союз Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и России, который был основан, как утверждается, в целях защиты национальной безопасности и территориальной целостности стран-участниц. В случае угрозы одной из них, все остальные обязаны оказать ей необходимую помощь, включая военную. Интересно, что государства-члены не могут вступать в любые другие военные союзы.

Решение направить делегацию в ОДКБ, как объяснил президент Николич – основывается на военном нейтралитете Сербии, и она должна иметь хорошие отношения с Востоком и Западом. Тем не менее, Рогозин был более конкретным. "Вы будете в десять раз сильнее, и никто не посмеет напасть на вас", сказал он на пресс-конференции. Это, безусловно, недвусмысленное ожидание того, что Сербия, с точки зрения безопасности, установит более тесные связи с Россией. Президент Путин серьезно думает о новом геостратегическом разделе в мире, а Сербия может стать одним из козырей в будущих переговорах с США, например о противоракетном щите.

Хотя вице-премьер Рогозин подтвердил, что его страна не будет возражать против вступления Сербии в ЕС, он отметил, что условием для этого может быть, как он выразился, "безобразный захват Косово". Также интересным является утверждение о том, что у России в отличие от ЕС, «есть деньги, которые она с удовольствием инвестирует в Сербию». Все это может быть охарактеризовано как «дружественное убеждение», вернее ожидание, того, что Сербия по-новому оценит свои приоритеты. Сербский вице-премьер и министр обороны Александр Вучич на пресс-конференции избежал сентиментальности и в основном говорил о сотрудничестве в сфере военной промышленности между двумя странами.

Можно сказать, что Сербии, однако, в какой-то момент придется выбирать. Уже давно ясно, что в чаще своих проблем она недолго сможет вести политику "четырех опор", то есть обновленную политику «двух к Западу и двух к Востоку», иницированную нынешней правящей элитой. После визита госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая использовала только термин «евро-атлантические интеграции", причисляя несомненно Сербию к западному оборонному союзу, было ясно, что Россия выдвинет свои требования. Беда в том, что страны, как Сербия, которые зависят от иностранных займов, не могут долго проявлять нерешительность. Быстро выяснится, что финансовая поддержка имеет решающее значение для интересов того, кто дает кредит. Если великие державы решатся усилить давление на Сербию, это могло бы привести к серьезным проблемам на внешнем, а также внутреннем политическом плане.

Для Сербии, было бы лучше если крупные игроки договорятся друг с другом, а она останется за пределами этих игр. Тем не менее, серьезные политики должны рассмотреть разные варианты. Что произошло бы, например, с административной линией с Косово, если Сербия будет в одном, а Косово в другом оборонном союзе. Ответ на этот вопрос, как говорится, «стоит миллион долларов». Самое меньшее.

Источник: voiceofserbia.org



Нравится