Конец гаагской саги?

06.12.2012
Будет интересно послушать выступления прокурора Трибунала в Гааге Сержа Брамерца и председателя суда Теодора Мерона, когда в среду 5 декабря в Нью-Йорке, в Совбезе ООН они выступят с отчетом о работе Трибунала в Гааге. Потому что и Сербии будет что сказать. Вопрос в том, однако, в равной ли мере готовы все члены СБ оценить работу Трибунала до сих пор. Заметка Иваны Субашич.

Очевиден факт, что за 20 лет работы, Трибунал не признал виновным ни одного из хорватских, косовских или боснийских военных или политических лидеров в преступлениях над сербами. С другой стороны, многие сербы все еще в заключении. Все чаще слышны и оценки, что обвинительные приговоры суда в Гааге относятся только к представителям сербской национальности. Газета «Нью-Йорк таймс» указывает на политическую изнанку гаагских решений, сообщая, что так называемая ОАК пользовалась поддержкой НАТО в войне, которая привела к независимости Косово, и на то, что в планировании военной акции «Буря» в 1995 году принимали участие военные советники- американцы. Однако, это позиция общественности, а не ведущих западных дипломатий, представители которых подчеркивают, что решения суда, даже неожиданные, должны соблюдаться.

Официальная Москва, однако, вновь ставит под вопрос доверие к Трибуналу по бывшей Югославии и требует, чтобы этот суд закончил свою работу в соответствии с Резолюцией 1966 СБ ООН, т.е. до конца 2014 года. Главными аргументами Москвы, как сообщает МИД РФ, необъективность и пристрастность Трибунала, которые продемонстрированы при вынесении оправдательного приговора хорватским генералам Анте Готовине и Младену Маркачу, а также Рамушу Харадинаю. Москва и ранее неоднократно указывала Совбезу на недопустимую обстановку в связи с теми или иными судебными разбирательствами в Трибунале и требовала принять меры. К сожалению, эти требования были блокированы, якобы потому, что являются вмешательством в будто бы объективную работу Трибунала. В этом контексте, шансы, что российское предложение будет поддержано зависят не столько от фактов, касающихся качества работы Трибунала, сколько от соотношения сил в Совбезе ООН.

Однако, настроения в общественных кругах в мире после гаагских решений открывают Белграду маневренное пространство, позволяющее настаивать в Совбезе на полном анализе деятельности Трибунала в Гааге, учитывая число выдвинутых обвинений, формальных характеристик судебных процессов, приговоров, вплоть до самого важного – эффекта этих приговоров и выполнения ими цели существования Трибунала в Гааге, т.е. примирения народов на территории западных Балкан. Имея все это в виду, становится понятным, что Трибунал не только не способствовал примирению народов, но был и шагом назад. В пользу аргументов Белграда свидетельствует и статистика о работе Трибунала до сих пор. Из 89 лиц, приговоренных к 1380 годам тюремного заключения, 67 - сербы, приговоренные к 1125 годам тюрьмы. Все остальные – 14 хорватов, пятеро боснийцев, двое албанцев и один македонец приговорены к 225 годам тюремного заключения.

Источник: voiceofserbia.org



Нравится