Платформа

26.12.2012
Хотя проект платформы по КиМ, составленный в кабинете президента государства, еще по-настоящему не изучен, уже меняются отдельные его положения. Очевидны усилия найти для решения косовской проблемы новые методы, но очевидно, также, что платформу писали люди различных политических взглядов. Подробнее Анджелка Марисавлевич.

Мало вероятно, что команда, которая работала над платформой, действительно ожидала, что премьер Ивица Дачич согласится на приостановку текущих переговоров с Приштиной при посредничестве главы дипломатии ЕС леди Кэтрин Эштон. Он много раз напоминал, что согласившись на встречу с премьером КиМ Хашимом Тачи он поставил на карту свою политическую карьеру. Что же можно было бы сказать об идее отказа от этих переговоров? Для его политического имиджа ключевое значение сыграл бы известный успех, успех, возможный в существующих условиях. Когда начались переговоры при посредничестве Брюсселя, было ясно, что это технические переговоры, поднятые на более высокий политический уровень. Правда, они касаются вопросов, связанных со статусом, и потому вначале казалось, что было бы хорошо договориться обо всем, но от этой идеи пришлось отказаться, так как с ней не согласились ни косовские албанцы, ни посредники ЕС. Следовательно, формат переговоров, который определен, единственно возможен и путем этим переговоров необходимо добиться как можно лучших результатов. Кому тогда пришло в голову написать в первом же предложении платформы, что технические переговоры нужно прекратить, т.е. что «ни о чем нельзя вести переговоры, если не ведутся переговоры обо всем», догадаться нетрудно. Это те силы «легалистов» на политической сцене Сербии, которые никак не приемлют реальное положение, которые выступают за «замороженный конфликт», т.е. за прекращение ассоциации с ЕС. Настаивая на прекращении технических переговоров, они хотели просто связать руки Ивице Дачичу как переговорщику, но и как политику. Существует, правда, вероятность, что такая тактика оговорена заранее, что проект президента государства должен обеспечить так наз. «национальный консенсус», но это мало вероятно. Было ясно, что консенсус на таких основах невозможен. Однако, национальный консенсус не является предпосылкой успешной политики, более того он всегда результат непринципиальных компромиссов.

Уже сама идея о создании «платформы» для решения косовской проблемы для многих была странной, потому что с правом возникал вопрос, сколько пространства для маневров она оставит участникам переговоров. Идею о платформе с пониманием восприняли только те, кто хотел узнать, как размышляют в Сербии. К сожалению, вопреки похвалам из международного сообщества, что Сербия наконец предложила какое-то решение, для сербской стороны это оказалось плохо. Не только потому, что на внутренней сцене началась полемика и разногласия, но и потому, что обрадовались албанцы, которые только и ждут, что сербы сделают ошибочный шаг. Они давно решили, что их платформа «независимость Косово», в значительной мере ее и реализовали и сейчас не готовы отступать, а пойти на компромиссы их должны заставить европейские посредники. Другими словами, любая платформа будет обречена на провал, если она не по душе ЕС. Другое решение это самоизоляция Сербии. Косово и так будет идти по тому пути, по которому оно идет сейчас. Премьер Ивица Дачич еще раз показал, что является наиболее опытным в правящем кругу политиков и попытался нейтрализовать ущерб предложением о принятии в Парламенте общих принципов для продолжения переговоров, вероятно в форме декларации, а проект платформы – изменить. Таким образом, он оставил себе достаточно возможностей, чтобы действительно вести переговоры, а не быть использованным во внутренних политических играх. Плохо, что проблема Косово снова используется в целях политического соперничества и что оно становится

«No paper lend». С противоположной стороны существует конституция Республики Косово, а это, следует признать, гораздо более твердая позиция, чем та, которую проектом платформы может занять сербская сторона.

Источник: voiceofserbia.org



Нравится