Опасное стирание прошлого

14.02.2013
«Кто управляет прошлым, управляет будущим. Кто управляет настоящим, управляет и прошлым». Этим законом из «1984» Оруэлла, кажется, пытаются воспользоваться албанские сепаратисты в Косово и Метохии. Об этом говорит осквернение и разрушение сербских кладбищ, нападения на церкви и монастыри, свидетельствующие о многовековой сербской государственности на этой территории. Это опасные игры. Опаснее, чем политические, в которые на дипломатической сцене играют приштинские официальные лица. Заметка Иваны Субашич.

Последнее агрессивное нападение на монастырь Високи-Дечани возвращает нас к действительности Косово и Метохии. Хотя это событие связывают с правовым вопросом собственности, по мнению экспертов, его главной целью является уничтожение всех знаков многовекового существования сербского народа и государства на этой территории. А это не должно оставаться без соответствующей реакции международного сообщества. Особенно сейчас, когда в очередном раунде диалога Белграда и Приштины ожидается рассмотрение вопроса, касающегося севера Косово и Метохии и так называемых параллельных институций.

Монастырь Високи-Дечани, находящийся под защитой ЮНЕСКО, с момента введения международных сил в Косово и Метохию в 1999 году, четырежды подвергался вооруженным нападениям, а с прошлой недели впервые за минувшие 13 лет были закрыты его ворота. Таким образом, вполне оправдано ожидание официального Белграда, что международное сообщество защитит граждан и обеспечит безопасность религиозных объектов. К этому обязывает их мандат, с которым согласилась и Сербия. Ведь сейчас произошло именно то, о чем предупреждали власти Белграда и Сербская православная церковь, когда в августе прошлого года КФОР принял решение о передаче защиты сербских монастырей в КиМ сотрудникам косовской полиции. Очевидно, Приштина с этим не справляется или не хочет исполнять свои законы. В противном не было бы надобности в привлечении сил КФОРа.

Это можно было бы назвать единичным случаем, если бы Приштина в течение длительного времени не пыталась представить миру сербскую культуру, историческое и духовное наследие, как свое собственное. Стоит ли напоминать, что в декабре 2011 года американским госсекретарем Хилари Клинтон и главой временных органов власти Косово Атифете Яхьягой было подписано соглашение «О защите культурного наследия в Косово и Метохии». В этом соглашении нигде не упоминается, что монастыри Грачаница, Високи-Дечани, Печка патриархия и другие религиозные и культурные объекты, находящиеся под защитой ЮНЕСКО, это сербское культурное и религиозное наследие. Только веская аргументация Белграда и ЮНЕСКО предупредила эту попытку фальсификации истории.

Таким образом, последние события в КиМ не могут расцениваться иначе, как попытка Приштины восполнить недостаток своей истории, с помощью чужой, узаконивая свои энические, национальные и другие государствообразующие цели. В контексте недавних осквернений православных кладбищ – это весьма опасный сигнал не только для Белграда, но и для сербов в Косово. Во всех цивилизациях кладбище – это место памяти и связи с предками. Этнологи согласны, что недавнее насилие в КиМ – политически мотивированная попытка стереть все следы исторического и духовного существования сербского народа. Народ без коллективной памяти – то же самое, что человек без памяти. При этом, имущественные и другие правовые причины не могут быть оправданием вандализма. Скорее речь идет об опасной замене тезисов.

С момента размещения КФОРа в Косово до сегодняшнего дня сожжено и уничтожено 155 православных храмов. За минувшие 13 лет уничтожено и похищено свыше 10000 икон и других предметов церковной утвари. Во время погромов в марте 2004 года всего за три дня подожжено и уничтожено 35 сербских монастырей и храмов.

Источник: voiceofserbia.org



Нравится