Сретение - начало современной Сербии

16.02.2013
В 2001 году Сербия Днем национального праздника выбрала Сретение и это, пожалуй, единственный закон, который был принят в то время с одним голосом против Национальным парламентом Республики Сербия. "Это центральный национальный праздник, он символизирует обновление Сербии, ее быструю модернизацию, ее свободолюбие, которым она славилась по всем Балканам. Поэтому славяне ее называли Сербия-свобода. В пропорциональном соотношении ее заселяло больше всего людей в Европе, заявил в интервью Международному радио Сербия Чедомир Антич, историк из Института балканистики Сербской академии наук и искусств.

Праздник, который мы отмечаем и называем Сретеньем, воспевает день, когда вспыхнуло первое сербское восстание, крупнейшее народное в истории Османской империи и одно из крупнейших восстаний в истории сербского народа. Антич считает, что восстание положило начало процесса создания национального государства и гражданской революции на Балканах. В ходе восстания сложились первые институты После него стали развиваться государства и институты, которые были сформированы по образцу институтов свободных европейских стран, которые создавались во времена Великой французской революции.

В тот день, 2 февраля по юлианскому календарю, т.е.14 по новому в 1804 году в ответ на дахийский террор, длившийяс многие годы, в ответ на резню князей (сеча кнезова), спонтанно вспыхнуло народное восстание, которое уже в 1806 году после освобождения Белграда переросло в настоящую революцию. "Создано повстанческое сербское государство, которое позже, после его подавления в 1813 году, во время второго восстания в 1815 году было восстановлено как автономное и с того времени до 1878 года Сербия стала практически полностью независимым государством, чтобы после войны с турками обрести полную независимость. Позднее это государство объединило сербский и южные славянские народы в одно государство, крупнейшее национальное государство на Балканах в 19 и 20 веке - Югославию", объяснил Чедомир Антич.

Когда мы говорим о втором событии, также приходящемся на Сретение, мы подразумеваем день, когда был принят первый сербский устав - Сретенская конституции, конституция Сербского княжества, действовавшая в 1835 году. В том же году, в начале мая, были ликвидированы феодальные пережитки. В то время Сербия находилась под властью князя Милоша. Антич напоминает, что в течение десяти трудных лет до 1830 года Сербия сумела добиться автономии, которую признали Порта и Санкт-Петербург, затем в 1833 году ее влияние распространилось на те области, или нахии, которые после Первого сербского восстания были отторгнуты от Сербии. Прежде всего это область Тимокской краины и юго-восточной части Сербии. В 1835 году оппозиционные силы подняли Милетин бунт против князя Милоша, который возглавил государственный советник Милета Радойкович. Бунт этот не смогли подавить, как это неоднократно происходило раньше, он закончился компромиссом, потому что армия и часть правительства встали на сторону повстанцев. "Князь Милош принял Конституцию - ее написал Димитрие Давидович - секретарь князя, редактор первой газеты в Сербии - Сербская газета, который одновременно был и министром образования. Эта конституция была очень открытой, кроме того это была первая конституция государства на Балканах. Подобные случаи происходили и ранее, в Греции во время восстания повстанцы приняли конституцию, и в Сербии во время первого сербского восстания в 1808 году был принят конституционный закон, но это первая конституция свободной страны и она была написана по образцу конституции французской июльской монархии 1830 года",- сказал Антич.

Сретенский устав или конституция продлился очень недолго. По мнению Чедомира Антич у этого устава было множество противников за рубежом, он вызвал недовольство прежде всего у российской империи и монархии Габсбургов, которые сами по себе были неконституционными (у них не было конституции). Сретенскую конституцию быстро отменили, но четыре года спустя под нажимом уставобранителей султан издал хатт-и-шериф, которым откроировал Сербии новую конституцию, которая является, вероятно, самой долговечной сербской конституцией и по сей день, так называемый, Турецкий устав, который был в силе до 1869 года.

"Наряду с днем Святого Саввы и Святого Вита (Видовдана) Сретение самый важный, несомненно, фундаментальный и наименее спорный праздник сербского народа», говорит в заключении интервью для Международного радио Сербия историк д-р Чедомир Антич.

Источник: voiceofserbia.org



Нравится
Успенский храм
c. Шарапово
Отдых на Байкале