Брюссельская "морковка" для Николича: Косово с сербами или Сербия в ЕС не ранее 2020 года

05.04.2013

Всреду, 3 апреля 2013 года, переговоры в Брюсселе между премьер-министром Сербии Ивицей Дачичем и премьер-министром Косово Хашимом Тачи завершились безрезультатно. Переговоры продолжались непрерывно 12 часов. Посредник на переговорах - верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, прикрывая провал, заявила: "Пропасть между двумя сторонами очень узкая, но глубокая". Это была восьмая с осени прошлого года встреча двух премьеров. Все они проходили при посредничестве Евросоюза. По сведениям СМИ, участники переговоров постоянно консультировались с курирующим проблему заместителем госсекретаря США Филиппом Рикером. Переговоры имели целью "нормализацию отношений" после того, как Косово в одностороннем порядке пять лет назад при поддержке Запада объявило свою независимость от Сербии. К этому моменту Сербия уже десять лет не контролировала Косово, оккупированное войсками НАТО.

Впрочем, участники переговоров оставляют надежду на решение проблем. Выходя из зала переговоров, Дачич заверил репортеров: "Это не конец. Будут дальнейшие переговоры в Белграде. У нас есть время достичь решения и собраться с мыслями после этих долгих переговоров". Тачи, в свою очередь, полагает, что он мог бы вновь встретиться с сербским премьером уже на следующей неделе. Сама Эштон заявила: "Они теперь оба вернутся для консультаций со своими коллегами и через несколько дней дадут мне знать о своем решении". Таким образом, по крайней мере, верховный представитель оставляет в силе надежду на возможное соглашение. Однако, нынешний, восьмой по счету раунд переговоров, стал, по словам Эштон, последней формальной встречей премьеров Сербии и Косово при ее посредничестве. 16 апреля 2013 года Эштон должна представить Еврокомиссии отчет, на основании которого ЕС могло бы в июне 2013 года определить дату начала переговоров с Сербией о вступлении последней в Евросоюз. Сербия в марте прошлого года получила статус кандидата на вступление в Евросоюз. Нынешний провал переговоров означает, что Сербия этой даты в 2013 году не получит. Движение Сербии в ЕС буксует по причине нерешенности косовской проблемы.

На пути соглашения встала судьба связанных с Белградом сербских анклавов в северном Косово. Северное Косово, иначе именуемое "Ибарский Колашин", состоит из трех муниципалитетов: Лепсавича, Звечана, Зубина Потока и частично Косовской Митровицы. Речь идет о судьбе 50 тыс. сербов, проживающих в них. Они населяют территорию в 1260 квадратных километров и, на практике, живут своей жизнью. Белград контролирует в анклавах т. н. "параллельные институты", включая полицию, а также больницы и школы. "Параллельные структуры" финансируются из бюджета Сербии, которая, де-факто осуществляет таким способом свой суверенитет над частью провозгласившего свою независимость Косово. Косовские сербы выступают категорически против какого-либо соглашения, отделяющего их от Сербии. Переговоры Дачича и Тачи в Брюсселе эхом отозвались демонстрациями протеста в сербской части Митровицы. Митровица разделяется рекой Ибар на северную сербскую часть и южную албанскую. До 1998 года две трети сербского населения в Косово жили южнее реки Ибар, а треть - севернее. Теперь соотношение изменилось. Сербы Ибарского Колашина опасаются, что в случае ликвидации опоры на Белград их ждет участь прочих сербов Косово, ставших в большинстве своем беженцами. Переговоры на разных уровнях о ситуации в регионе между Белградом и Приштиной шли и идут. Но их слабой стороной является то, что к ним не допущены сербы из северного анклава Косово. Отсутствие реальной гарантии безопасности меньшинствам является слабой стороной правления албанского правительства Косово.

Вот в этой ситуации Дачич - Тачи и разошлись в вопросе полномочий сербского анклава. Проблема была сведена к вопросам, смогут ли сербы иметь собственную судебную систему и полицию, или нет. По словам самого Тачи, его предложение об интеграции сербских анклавов под власть Приштины было встречено "колебаниями", но он надеется, что соглашение будет достигнуто на следующей неделе.

"Технический диалог" между Сербией и Косово начался после визита германского канцлера Ангелы Меркель в Белград в августе 2011 года. Сербии было поставлено условие "нормализовать" отношения с Косово для ее вступления в Европейский Союз. Все началось с решения пакета относительно небольших и внешне маловажных вопросов. После того, как с мая-июля 2012 года в Белграде утвердились у власти "радикалы" из Сербской прогрессивной партии, процесс признания Косово ускорился, поскольку бывшим сербским националистам пришлось доказывать свой европейский "прогрессизм" Брюсселю. Свой евроэнтузиазм сербы могут проявить лишь через прогресс в косовском диалоге.

Переговоры на высшем уровне между Белградом и Приштиной о "нормализации" отношений начались в октябре 2012 года. В ночь с 11 на 12 января 2013 года сербский парламент принял подавляющим большинством голосов предложенное правительством постановление об основе для будущих переговоров с Косово. Белград поднял вопрос об уровне автономии для косовских сербов в крае, тем самым косвенно признавая суверенитет Приштины над всей территорией Косово. 6 февраля 2013 года последовала официальная встреча в Брюсселе президентов Косово Атифете Яхьяга и Сербии Томислава Николича. Признание de facto Косово Сербией состоялось. Если эта встреча имела сугубо символический характер, то переговоры по существу проблемы шли между премьерами Сербии и Косово Ивицей Дачичем и Хашимом Тачи при посредничестве верховного представителя ЕС Кэтрин Эштон. Посредник на переговорах - Кэтрин Эштон рассчитывала создать позитивную атмосферу с тем, чтобы в этой обстановке решить в финале вопрос о сербском анклаве на севере Косово. В том случае, если Сербия и Косово приходят к соглашению, поднимается вопрос об официальном признании Косово пятью государствами-членами ЕС, ранее отказавшихся сделать это. Признание пятерки открывало бы путь Косово в ассамблею ООН. В качестве "морковки" Сербии была обещана европейцами дата начала переговоров о вступлении в ЕС в обмен на решение проблемы Косово на условиях ЕС. Вопрос ставится так: или Косово с косовскими сербами, или интеграция в ЕС. Однако Сербия не может рассчитывать на членство в ЕС ранее 2020 года.

Косово, в свою очередь, также был обещан бонус в случае прорыва в отношениях с Сербией - начало переговоров о соглашении об ассоциации с ЕС (Stabilisation and Association Agreement - SAA). Но переговоры по ассоциации предполагается начать европейцами вне зависимости от исхода переговоров между Сербией и Косово.

Непримиримая позиция премьер-министра Тачи на переговорах обусловлена, с одной стороны, конституцией Косово, а, с другой, т. н. "планом Ахтисари". Оба документа исходят из положения о территориальной целостности Косово. Поэтому никаких уступок сербам относительно их автономии на севера края в принципе быть не может. Если Тачи вернется в Приштину с какими-либо уступками косовским сербам, то он, наверняка, столкнется с массовые протестами на улице и выступлениями в своем парламенте. Дачич также не может вернуться в Белград без каких-либо уступок косоваров Митровице. Грозным предупреждением ему является десятилетняя годовщина убийства премьер-министра Зорана Джиндича, отмеченная в Белграде 12 марта 2013 года. Терроризм, как средство наказания предателей, является исторической традицией в сербской политике.

Сербский парламентский комитет определил девять условий для соглашения по Косово. Одно из них предусматривает полуавтономный статус для северного Косово. Белград предлагает предоставление сербскому анклаву в Косово статус, напоминающий положение Республики Сербской в Боснии и Герцеговине. Дачич конкретно хотел от Тачи на переговорах 2/3 апреля, чтобы сербский анклав управлялся автономной Ассоциацией сербских муниципалитетов, а местная сербская полиция в полном составе вступила в полицейское ведомство Косово, но при этом начальник отделения назначался бы Ассоциацией сербских муниципалитетов. Однако пространство для компромисса на переговорах сузилось из-за вмешательства Германии, которая потребовала, чтобы любая сербская муниципия в Косово полностью переходила под власть Приштины.

Переговоры до 2 апреля выявили разногласия в сербском руководстве, что внушило косоварам твердость в отстаивании своих позиций. Вице-премьер Александр Вучич то умолял Евросоюз смягчить свою позицию и не унижать Сербию, то предъявлял премьеру Дачичу свое заявление об отставке. В принципе любая маленькая подвижка Тачи на переговорах 2/3 апреля в сторону сербских пожеланий могла решить судьбу Косово. Но Евросоюз и Германия решили все-таки дожать Белград непоколебимой позицией Приштины. В результате переговоры провалились, но, тем не менее, торг продолжается.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM

Источник: regnum.ru



Нравится