Сербия на экспорт

23.05.2013

Основу движения вперед республика нашла в историческом наследи.

Восстановленный древнеримский амфитеатр в сотне километров от сербской столицы станет одной из главных концертных площадок страны и вместе с тем символом новой Сербии, стремящейся оставить в прошлом войны и распри и доказать свою готовность стать частью современной Европы. Постановка оперы Дж. Верди «Аида» на его сцене, осуществленная совместными усилиями сербских артистов и их европейских коллег, собрала наряду с любителями музыки политиков и представителей разных конфессий.

Древнеримский город Виминациум – один из шести крупных населенных пунктов, находившихся на территории современной Сербии. И практически везде, где римляне оставили свой след, сербские археологи в последние годы активно ведут раскопки, а руководство страны щедро вкладывает силы и средства в популяризацию информации о сохранившемся на территории республики многовековом наследии великой империи. Уцелевшие в Виминациуме фрагменты древнего амфитеатра натолкнули на мысль о восстановлении постройки для проведения представлений.

Открытие амфитеатра, возведенного на римских руинах, значит для балканской республики гораздо больше, чем презентация оригинальной концертной площадки. Это – еще один штрих к портрету новой Сербии, готовой в скором времени начать переговоры о вступлении в Евросоюз. Недаром представление стало частью торжеств в рамках празднования 1700-летия миланского эдикта. Размах, с которым небогатая Сербия отмечает в текущим году этот юбилей, объясняется просто. Документ, подписанный императором Константином Великим, рожденным в Наиссе (ныне - сербский город Ниш), в свое время положил конец гонением на христиан и стал, по сути, первым актом толерантности в Европе. И для выбравшей путь евроинтеграции Сербии сейчас крайне важно перестать ассоциироваться с межконфессиональными конфликтами 90-х, и предстать в глазах будущих соседей по ЕС страной с многовековыми традициями терпимости к представителям различных религий.

Не случайно в день премьеры в амфитеатре можно было увидеть, например, мусульманских духовных лидеров, радушно приветствующих и похлопывающих по спине представителей католической церкви. Сама же опера Джузеппе Верди «Аида» была поставлена при участии звезд итальянской оперы, а дирижировал в этот вечер болгарский маэстро Иван Кожухаров.

Торжества по случаю юбилея миланского эдикта – продукт, безусловно, экспортный, призванный в первую очередь достичь эффекта за пределами Сербии. Сами же сербы порой признаются, что не чувствуют тесной связи с той эпохой, когда римляне властвовали на Балканском полуострове. Они искренне удивляются, почему далекий миланский эдикт оттеснил на задний план 900-летний юбилей основателя Великого княжества сербского Стефана Немани. На открытии амфитеатра Президент Сербии Томислав Николич, выступая на церемонии в Виминациуме перед иностранными послами и журналистами, заметил, что само название места «сегодня для граждан Сербии звучат красиво и мелодично, но странно». Но он же объяснил, почему Сербия обратилась к мировой истории: «Об этом времени, когда мы боремся за сохранение своего народа на Косово и Метохии, когда нам кажется, что все тяжелее, чем когда бы то ни было, Конфуций написал: «Наша величайшая слава не в том, что мы никогда не падали, а в том, что мы всегда поднимались после падения».

Источник: mk.ru



Нравится