Косово — край поруганных святынь

20.09.2011
В связи с кровопролитными столкновениями на севере Косова Синод Сербской Православной Церкви отправил письмо руководителям ООН и ЮНЕСКО. Такие же обращения были отправлены руководителям ряда государств: президентам России, Словакии, Румынии, Кипра, главам правительств Испании и Греции, а также руководству Китая.

 

Тема письма была заявлена как методичное истребление в крае всего, что связано с сербами и их культурой. С тех пор, как контингент НАТО передал свои функции косовским правоохранительным органам, над православием Косова и Метохии нависла угроза уничтожения.

В тексте говорится следующее. В 1999 году сербский народ в очередной раз поверил международному сообществу, обещавшему навести порядок в Косово. Косовское сербство заплатило за свою доверчивость "несколькими сотнями тысяч беженцев, тысячами убитых и похищенных, свыше 150 разрушенными и пострадавшими церквями и монастырями". Международные миротворческие силы не только не защищают сербов, но и попустительствуют неприкрытому террору со стороны албанских экстремистов.

"В данный момент международные силы и институты в Косове и Метохии, вопреки своему мандату, международному праву и всякой Божией и человеческой справедливости, угрожают, нарушая статусную нейтральность и де-факто действуя в пользу экстремистских претензий самопровозглашенной власти в Приштине", — говорится в заявлении сербских архиереев. Официальная Приштина хочет одного: "ликвидировать последние следы свободы сербского народа в Косово (...)".

Под "следами" архиереи подразумевают, прежде всего, православные святыни Косова, "источники сербского народного бытия". 17 февраля 2008 года албанские круги Косова заявили о независимости от Сербии. Во главе самопровозглашенной республики встал косовский албанец Хашим Тачи, командующий "Армией освобождения Косово" (KLA). При упоминании KLA сербские мужчины начинают злобно сжимать кулаки, а пожилые женщины крестятся, словно речь идет о слугах сатаны.

В 2008 году косовским премьером занялся швейцарский сенатор Дик Марти, член ПАСЕ по правам человека. Доклад по Тачи, представленный Марти в 2010 году, превзошел все наихудшие ожидания.

KLA задолго до 1999 года была террористической мафиозной организацией. Боевики "Армии освобождения Косово" занимались наркоторговлей, контрабандой оружия, заказными убийствами. На Балканах люди Тачи прослыли торговцами человеческими органами. Во время боевых действий они похищали людей разных национальностей, потом переправляли их в подпольные госпитали организации и вырезали у них внутренние органы.

Затем ампутированные почки и сердца шли на продажу в западные страны, принося KLA баснословные доходы. Торговлю человеческими органами дердал в своих руках руководитель медицинской службы KLA Шаип Муджа. Позже он стал советником Тачи по политическим вопросам.

В принципе, доклад Марти не содержал ничего нового. До швейцарского сенатора о преступной карьере Тачи писала и говорила еще Карла дель Понте, экс-прокурор трибунала по бывшей Югославии. А еще раньше о зверствах албанских боевиков сообщали сербские беженцы.

Реакция международного сообщества, как известно, была однозначной: никакого геноцида нет, албанцы правы, а сербы — "главные злодеи Балкан". Установка на демонизацию сербов, широко распространенная в 90 — х годах, бытует и сейчас. Преступлений режима Тачи, как и страданий сербов, стараются не замечать.

У сербов Косова создается впечатление, что они никому не нужны. Албанские экстремисты делают с ними все, что хотят: избивают среди бела дня на улице, похищают и просто убивают. Международные силы безопасности, призванные охранять правопорядок в крае, делают вид, что ничего не происходит. Точно так же KFOR и EULEX реагируют на разрушение и осквернение косовских православных святынь.

Согласно международным конвенциям, охрану культурных памятников Косова сегодня осуществляет местная полиция. О том, как она выполняет свой долг, свидетельствует статистика разрушенных или оскверненных храмов и монастырей. Когда вандалы творят свои черные дела, полицейские стоят в стороне, а потом говорят, что "ничего не видели".

В принципе, так же себя вели и международные миротворцы, охранявшие косовский монастырь Святых Архангелов. В 2004 году этот монастырь был сожжен дотла албанскими экстремистами. В том году, всего за два дня албанцы уничтожили 35 православных святынь Косова. Опять же, при попустительстве охранников с международными мандатами.

C течением времени тенденция не изменилась. Одна святыня за другой переходили под контроль косовской полиции, а эксперты ЮНЕСКО только успевали считать убытки и потери. Вот печальные данные уходящего 2011 года.

13 апреля. Храм Богородицы Левишской, Призрен. Неизвестные личности украли часть свинцовой кровли. В марте 2004 года храм XIV века был подожжен и разграблен албанскими экстремистами. За прошедшие пять лет кража кровли — уже третья. Охрану храма несла косовская полиция (КПС). Храм Богородицы Левишской является объектом мирового культурного значения.

22 июня, Храм Святого Воскресения, Призрен. Во время погромов 2004 года храм неоднократно горел и подвергался разграблению. Летом этого года албанец, который вел неподалеку строительство, начал подкоп под фундамент храма. Православная святыня оказалась под угрозой обрушения.

До 1999 года район Призрена населяли преимущественно сербы. Сейчас сербские кварталы практически обезлюдели, дома заброшены или стоят в руинах. Патрули КПС и KFOR, охраняющие район, внушают, скорее, ужас, чем доверие.

Июнь 2011 года, Самодрежа. Албанские экстремисты взломали дверь у храма Иоанна Предтечи. Православная святыня была в очередной раз осквернена: стены исписаны ругательствами и богохульствами, на полу разведен костер и разбросан мусор.

Храм Иоанна Предтечи был построен в память Видовдана, дня битвы на Косовом поле. По преданию, в косовском селе Самодрежа воины сербского князя Лазаря исповедовались и причащались перед сражением. Позже в земле Самодрежи они нашли свой последний приют. Будет излишним говорить, что храм и места вокруг были всегда почитаемы православными сербами.

В 1999 году Самодрежа оказалась под контролем албанских националистов. Сербы были вынуждены бежать из Самодрежи. К сожалению, унести с собой храм сербы не могли. Святыня в течение многих лет подвергалась поруганию. Сначала албанские фанатики взломали крышу и бетонное ограждение. Потом храм был подожжен изнутри. Затем в него и на прилегающую к нему территорию стали свозить мусор и нечистоты. Память о Видовдане была превращена в зловонную помойку.

Рашско-Призренская епархия Сербской православной церкви в течение многих лет призывала международное сообщество обратить внимание на поруганные святыни. Наконец, в 2010 году косовскому духовенству удалось уговорить миротворцев сесть за стол переговоров. Храм был оцеплен патрулем KFOR, в нем была установлена мощная железная дверь. В самом храме и на прилегающей территории начались ремонтно-восстановительные работы. Чтобы успокоить албанскую сторону, были выделены субсидии албанской школе, находившейся неподалеку от храма. К сожалению, все оказалось напрасным.

Возглавляемая албанцами администрация Самодрежи в марте 2011 года заявила, что деньги для школы ей не нужны, а православный храм посреди Самодрежи оскорбляет религиозные чувства местных албанцев — мусульман. Как уже было сказано, в июне 2011 года железная дверь была взломана, а храм снова осквернен.

Православные храмы Косово сейчас постепенно переходят под контроль местных силовиков. На место миротворцев НАТО приходит полиция самопровозглашенного государства Косово. Сербская Православная Церковь советует миротворцам с этим не спешить. Высказываются против и представители официального Белграда. Так, в августе 2010 года сербский министр по делам Косово Горан Богданович заявил, что охрана сербских святынь косовской полицией "для Белграда неприемлема". "Наш народ не доверяет бывшим террористам", — цитировала Богдановича белградская газета "Вечерне новости".

По словам Богдановича, памятники нельзя передавать под охрану тем, кто их "уничтожал или бессильно наблюдал за их осквернением и разрушением. Ведь нынешняя косовская полиция в подавляющем большинстве состоит из бывших боевиков "Армии освобождения Косова". Только перейдя под эгиду НАТО эти террористы стали "Корпусом защиты Косова", — заключил Богданович.

То, почему албанцы так спешат заполучить охрану сербских святынь, вполне ясно. Они стремятся создать в крае такие условия для сербов, чтобы те сами захотели покинуть эти земли и оставить свои святыни. В некоторых косовских храмах и монастырях все еще идут службы, соответственно, туда ходят люди, православные сербы.

В самопровозглашенном государстве Косово православные сербы — чужаки. Несмотря на то, что предки "чужаков" неоднократно отдавали за этот край свои жизни.

Сербская Православная Церковь призывает мир обратить внимание на многострадальный косовский край. В передаче охраны храмов косовским полицейским она видит современную аллюзию на Евангелие, а именно, омовение рук Пилата перед казнью Христа.

Артур Приймак




Нравится